Мир каратэ: главная

Запах победы

2015-07-18

См. также: Победа красного цвета?

Между тем «помогают» атлетам побеждать не только цвета, но и запахи. Дэвид Коллинз, профессор Эдинбургского университета, занимается спортивной психологией четверть века. Он прекрасно разбирается в своем предмете еще и потому, что в молодости неплохо играл в регби, а позже увлекся американским футболом и восточными единоборствами.

Коллинз на собственном опыте знает, что в спорте далеко не всегда побеждает сильнейший. Зачастую победа достается не тому, у кого выше уровень мастерства, а тому, у кого крепче нервы. Любой атлет прекрасно осведомлен, как тяжело выступать в состоянии

стресса, когда от волнения неожиданно забывается все, чему учили тренеры, что сотни и тысячи раз легко проделывалось на тренировках. Для того чтобы сконцентрироваться на предстоящем выступлении и настроиться на победу, одни спортсмены успокаивают нервы, уходя в себя и не отвлекаясь на внешние раздражители, другие прибегают к помощи разнообразных ритуалов, носят счастливые талисманы или, к примеру, одну и ту же одежду и обувь. В последние годы в моду вошли собеседования с психологами, которые профессионально настраивают спортсменов на победу.

Новейшим достижением в области спортивной психологии является гипноз. Психологи советуют спортсменам мысленно «прокручивать» воспоминания победных забегов, поединков, соревнований. На этом же принципе основана и новая методика тренировок, разработанная Дэвидом Коллинзом. Только он не проводит со спортсменом никаких бесед, не дает им никаких советов. Наставления психолога заменяет… запах.

Несколько лет назад профессор сделал важное открытие. Оказалось, что память человека запоминает запахи гораздо лучше, чем зрительные или слуховые образы. Следовательно, если заставить мозг запомнить запах, который ассоциируется с высоким результатом, то затем можно «повторить» эту ситуацию. Всякий раз после удачного забега Коллинз давал понюхать группе бегунов платок, пропитанный духами с запахом лаванды. Если же результат оказывался низким, они нюхали платок с запахом перечной мяты. Через какое-то время аромат лаванды начал ассоциироваться у них с победой, а перечной мяты – с поражением. Всякий раз, когда бегуну давали понюхать лаванду, он показывал высокий результат. Напротив, «почуяв» перед стартом перечную мяту, он почти всегда бежал значительно медленнее. Сейчас Коллинз думает над тем, как помочь атлетам в командных видах спорта. Его новая методика, к сожалению, пока эффективна только в индивидуальных дисциплинах.


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru