Мир каратэ: главная

Миллионер Владимир Довгань стартовый капитал заработал на каратэ

2012-07-01
«В спорте я увидел идеальную модель жизни.

Людям интересен только победитель. Вокруг него крутится мир.

В честь него поднимается флаг и исполняется гимн.

Только один из тысячи тысяч получает все, остальные – ничего.

Если ты не будешь первым, то тебе грозит бесславие, безвестность».

В.В. Довгань

Прочитано в «Большом городе»

Автор Валерия Селиванова

Если вы когда-либо задумывались о том, что такое настоящее счастье, вам обязательно следует побольше узнать о предпринимателе по имени Владимир Викторович Довгань. Потому что предприниматель Владимир Викторович Довгань – самый счастливый человек в России, а возможно, что даже и в остальном мире. Существуют вполне банальные внешние признаки удивительного состояния этого человека: в свои неполные 39 лет один из первых официальных российских миллионеров все еще не беден, ездит на 500-м «Мерседесе» или бронированном «Линкольне», живет в собственном доме за городом, женат и растит троих детей – почти уже взрослую дочь Кристину от первого брака и двух малышей от третьего. Довгань не курит, последние три года не пьет, при росте 196 см весит 105 кг. Конечно, у него есть один небольшой недостаток – Довгань плохо говорит по-английски, хотя и учил этот нерусский язык старательно и долго. Но это ли помеха счастью?

Нельзя сказать, что Владимир Викторович Довгань стал счастлив сразу же после того, как появился на свет. Напротив, как он сам признается, детство его, отрочество и юность прошли скорее в одиночестве и не всегда успешных попытках понять, что именно следует делать на этом свете. Владимир Викторович родился в 1964 году в таежном поселке Ерофей Павлович под Хабаровском. До шести лет он жил практически в лесу. Воспитанием мальчика все это время занималась бабушка, работавшая кассиром в местной бане – родители Довганя вместе с его старшим братом переехали жить в Тольятти и до поры оставили младшего сына на малой родине.

Когда пришло время идти Довганю в школу, родители забрали его в Тольятти. Здесь тоже было несладко. Отец работал на железной дороге машинистом, подрабатывал грузчиком на станции и вязкой веников для бань. Больших денег эта деятельность в семью не приносила. Единственной сладостью, доступной будущему миллионеру, были самодельные леденцы, которые мама готовила братьям из жженого сахара. Одежду младшему Довганю приходилось донашивать за старшим братом.

В школе Владимир Викторович учился очень плохо. Он вспоминает, что преподаватели охотно называли его дебилом и постоянно вызывали родителей в школу. Отец порол сына довольно регулярно, но особенных знаний это не приносило, так что пришлось отдавать ребенка в спорт. Довгань записался в городскую секцию гребли на байдарках. Просто потому, что тренировки летом проходили на Волге, а он очень любил купаться. Позже Владимир Викторович написал: «В спорте я увидел идеальную модель жизни. Людям интересен только победитель. Вокруг него крутится мир. В честь него поднимается флаг и исполняется гимн. Только один из тысячи тысяч получает все, остальные – ничего. Если ты не будешь первым, то тебе грозит бесславие, безвестность». Желание стать первым и единственным наперекор учителям и родителям так в конце концов его зацепило, что, приложив максимум усилий, Довгань стал мастером спорта и попал в молодежную сборную Союза по гребле.

Вот как выглядел рядовой день Владимира Викторовича в юности: подъем в 6 утра, бег на 10 километров, занятия со штангой, норматив – выжать снаряд 130–140 раз за 2 минуты; завтрак, 30-минутный сон, первая тренировка, задача – за 3 часа проплыть на байдарке 30 километров; обед, полуторачасовой сон, вторая тренировка – за 2 часа преодолеть 20 километров; ужин, организованный просмотр программы «Время», сон. Распорядок практически не менялся от сезона к сезону, за исключением единственного развлечения – зимой команда уезжала в Краснодар и тренировалась там на озере, не замерзающем из-за сбросов теплоэлектростанции. Но это все равно нравилось Довганю: «Мир спорта стал убежищем от школы и родителей. Я садился в лодку и плыл куда хотел. Гребля дала мне возможность выбраться из ада... и доказать всему миру, что я не изгой, что я – чемпион, я – большой человек».

Радость Владимира Викторовича не была долгой: в автокатастрофе погиб его старший брат. Семейное горе сильно подорвало здоровье гребца. Буквально за несколько месяцев из многообещающего спортсмена он превратился в инвалида. Его мучили постоянные головные боли, вызванные высоким кровяным давлением. В день он принимал до 60 препаратов, не считая инъекций. В мучениях прошел целый год, но болезнь и не думала отступать.

Тогда Владимир Викторович решил совершить нечто противопоказанное, что-нибудь такое, что заставило бы организм вздрогнуть от неожиданности. И он занялся зимними купаниями в проруби. Это быстро помогло: Довгань поправился, поступил в тольяттинский Политехнический институт, женился и занялся восточными единоборствами.

В этой связи интересен опыт, который Довгань вынес из пережитого: «Не правы те, кто говорит, что жизнь наша подобна тельняшке и для того, чтобы быть счастливым, нужно обязательно пережить несчастье. На самом деле вся жизнь – это светлая полоса, становящаяся все более светлой, вплоть до перехода в божественное сияние».

С этого момента Владимир Викторович стал целенаправленно делать из себя счастливого состоятельного человека. Опишу, как он этого добивался. Работая мастером на «AвтоВAЗе», Довгань открыл первую в родном городе школу восточных единоборств: арендовал на вечернее время несколько спортивных залов в школах и стал тренером. За месяц занятий он брал по 10 рублей с ребенка и 15 – со взрослого. (В то время средняя зарплата по стране была в пределах 80-100 рублей, прим WK).

Побочная деятельность приносила доход, в несколько раз превышающий основной. Однако большую часть заработанных денег Довгань тратил не на покупки, а на изобретение производственной линии по изготовлению хрустящего картофеля. Он был уверен, что это оборудование будет пользоваться бешеным спросом: чипсы хорошо покупали, но для их выпуска нужно было вложить деньги в дорогие импортные станки, и не всем это было по карману.

Зарплаты и денег от тренерской деятельности на запуск технических придумок в производство Довганю все же не хватало. Тогда Владимир Викторович сел и написал книгу о карате, взял денег в долг и напечатал свое произведение в типографии автозавода. В то время это было одно из первых качественных пособий о восточных единоборствах в стране. Довгань разместил рекламу книжки в «Комсомольской правде» и был буквально завален почтовыми запросами и деньгами граждан, которые желали купить ее немедленно.

Буквально за несколько месяцев Довгань заработал свой первый в жизни миллион долларов. Вот как он вспоминает эти светлые времена: «...пачки – новые 10-, 25-, 50-рублевые с изображением Ленина. Они не помещаются в окошке кассы, и я складываю их в мешок из-под удобрений, рассчитанный на полцентнера аммиачной селитры. Набиваю один мешок этими тугими, будто спрессованными брусками, но это еще не все. Я бросаю их во второй мешок и пребываю в легкой прострации. Когда наполнилась и эта емкость, я взвалил мешки на плечи, словно в них была картошка, оттащил к машине и пристроил на заднем сиденье».

Доход от книжки позволил Довганю раздать долги и открыть кооператив «Пландем» (расшифровывается как «Планируем делать миллионы»), который позже трансформировался в компанию «Дока», и всерьез заняться машиностроением. За линией по производству чипсов пришли мини-хлебопекарни и установки для приготовления пиццы. Потом Владимир Викторович одним из первых стал продавать населению акции собственной компании. Только с помощью ценных бумаг он собрал 20 миллиардов рублей, что по тогдашнему курсу примерно составляло 6 миллионов долларов. Однако довганевский машиностроительный бизнес в 1995 году потерпел крах: слишком резко подорожали электричество и металл, но пропорционально этим скачкам поднять цены на оборудование было невозможно, и Довгань разорился.

Отчаиваться Владимир Викторович не стал: «Цель стать великим предпринимателем и войти в историю никогда не покидала меня. Я всегда был уверен, что смогу сделать что-то грандиозное. Подсознание постоянно искало новую большую идею». Кто ищет, тот всегда найдет. Как-то во сне бывшему машиностроителю приснилась бутылка водки, на этикетке которой было написано: «Довгань». Утром Владимир Викторович решил заняться выпуском алкоголя. При этом все его знакомые и близкие люди вертели пальцем у виска, говоря, что такое решение в условиях полного отсутствия денег и очень больших долгов – настоящий идиотизм.

Тем не менее предприниматель был уже неостановим. За две недели он изучил все тонкости процесса, поездил по ликеро-водочным заводам, выяснил цены на сырье, с помощью специалистов разработал рецептуру и принял решение выпускать самую дорогую водку в России. Сложностей с поиском денег тоже не возникло. Довгань изготовил и разместил первый в Тольятти биллборд с изображением новой водки, не существовавшей тогда в природе. Имелись на картине запотевшая рюмка, огурцы, помидоры и незатейливая надпись: «Водка “Довгань” – лучшая в мире!». Биллборд был установлен на центральной улице города, по которой местные банкиры каждое утро ездили на работу. Деньги Владимиру Викторовичу они выдали практически безоговорочно еще через две недели. Вместе со своей командой на эти средства Довгань переехал в Москву.

За два года водка «Довгань» стала в России номером один. Ежегодная выручка от ее продажи превышала 150 миллионов долларов. Неплохо она смотрелась и на Западе. Для продвижения водки за рубежом подключили российских дипломатов, вхожих в европейские аристократические дома. Вскоре на более или менее значимых приемах избранные приглашенные стали выпивать «Довгань». Продукт Владимира Викторовича стал даже официальным напитком Международного клуба миллионеров в Гамбурге. Но Довгань не остановился на достигнутом – ассортимент своей именной марки он расширил при помощи молока, сметаны, дрожжей, детского питания и других нужных человечеству продуктов. Оборот его компании тогда превысил 200 миллионов долларов, и все развивалось бы такими же приятными темпами и дальше, если б не кризис 1998 года.

Благодаря обрушению рубля Владимир Викторович обанкротился в очередной раз. Для того чтобы выплатить все долги компании, ему пришлось организовать совместное предприятие с инвестиционной группой «Спутник». Партнер внес в общий бизнес 32 миллиона долларов, которые пошли главным образом на выплату долгов. Но сработаться с профессиональными менеджерами у Довганя не получилось. Буквально через несколько месяцев он ушел с поста председателя директоров своей компании и в очередной раз оказался на мели.

В похожей ситуации многие сломались бы, но не Довгань. «Однообразная предсказуемая жизнь не по мне, она хуже смерти. Прозябание для меня символизируют шесть слов на букву «п»: появился на свет, поел, поспал, пописал, покакал, помер. Ну, можно еще добавить седьмое – погулял».

О современном Владимире Викторовиче сейчас мало что известно, он больше не мелькает на телеэкранах, не раздает интервью. У Довганя много дел. Он занят выпуском разнообразных оздоравливающих комплексов. В ассортименте его компании присутствуют, к примеру, чайные напитки «Добрый знахарь», «Гармонизатор здоровья», «Жизнемакс», «Стоумовник» и другие чудесные средства. К тому же под маркой «Довгань» сейчас выпускается туалетная вода для мужчин и женщин, шампунь от перхоти, бальзам-ополаскиватель, крем для кожи вокруг глаз и зубная паста.

Есть у Владимира Викторовича и бизнес по продаже успеха. Например, можно приобрести CD-диски и кассеты в картонной обложке с портретом Довганя о том, «Как начать свое дело», «Как стать стройным», «Как расстаться с сигаретой». Кроме того, предприниматель проводит массовые НЛП-тренинги на стадионах и пишет сказки для маленьких детей. Например, только что из типографии вышла книга историй Довганя про слоненка, который победил темноту, подружился с морозом и полюбил чистить зубы.

Как и всегда, поначалу сложно относиться к бизнесу Владимира Викторовича серьезно. Не оставляет ощущение, что Довгань занят каким-то подозрительным бредом, не приносящим ни денег, ни славы, ни покоя.

– Что такое счастье, Владимир Викторович? – спросила я предпринимателя.

– Перечисляю в порядке значимости для меня понятий: счастье – это прежде всего здоровье и долголетие, затем – любовь, духовное и материальное богатство и, конечно, дружба.

– Бывает ли счастье без денег?

– Бывает, но, наверное, только в монастыре, когда человек отрешен от всего мирского. В реальной жизни быть счастливым без денег невозможно. Вот, например, у меня заболела бабушка в Федоровке, лекарства стоят больше тысячи рублей. Если бы у меня не было достаточно денег, я не смог бы ей помочь и потерял бы близкого человека. Разве я был бы счастлив тогда?

– В чем тогда секрет?

– Нужно идти своим путем, поперек течения, и никогда никого не слушать. Правильность этого подхода подтверждается историей. Например, когда Уолт Дисней решил построить Диснейленд, специалисты из Йельского университета, которым было поручено написать бизнес-план, после долгих подсчетов пришли к выводу, что делать это нецелесообразно. Видите ли, проект никогда не окупится, поскольку в парке не будут продавать алкоголь. Другой пример – компания «Кентукки фрайд чиккен» захотела выйти на рынок в Японии. Для прощупывания возможностей было сделано в общей сложности 82 маркетинговых исследования, потрачено несколько миллионов долларов. Результат получился один и тот же: в Японии «Кентукки фрайд чиккен» никому не нужна, поскольку в стране нет традиции употреблять в пищу жареную курицу большими кусками. Однако владелец компании наплевал на все эти данные, и теперь подобных точек общественного питания в Японии тысячи, и они приносят неплохой доход. Так что, затевая новый бизнес, следует понимать, что окружающие всегда противятся новшествам.

– Как вы преодолеваете это сопротивление?

– Я стараюсь упрощать окружающий мир. Все события делю на три категории: те, на которые я могу воздействовать непосредственно, те, на которые я могу влиять опосредованно, и те, на которые я влиять никак не могу. В последнюю категорию для меня, например, входят политика и космос. Поэтому я стараюсь не тратить силы на обдумывание этих понятий или на пустые разговоры о них. В остальных случаях я либо влияю на ситуацию непосредственно, либо опосредованно.

– Какова цель вашей жизни?

– Она та же, что и всегда. Я хочу создать компанию номер один в мире. Для этого сейчас вполне подходящая ситуация, потому что миром теперь правят идеи. Девяносто пять процентов успеха зависят от интеллекта и всего пять – от производственных возможностей.

– Не слишком ли грандиозную цель вы перед собой ставите?

– Без цели жить невозможно, она задает человеку координаты, воспитывает, дает силы двигаться вперед. Я считаю, что чем выше твоя цель, тем большей энергией ты от нее заряжаешься.

– Но, насколько я могу судить, до достижения цели вам еще очень далеко...

– Ну и что? Успеха не бывает без падений. Реального результата достигает только один процент всех начинаний, а девяносто девять – терпят поражение. Я как-то видел плакат с Майклом Джорданом, там был текст, сильно меня поразивший. Было написано следующее: за свою спортивную карьеру я промахивался более девяти тысяч раз, проиграл в общей сложности 200 игр, команда доверяла мне решающий бросок, и я 27 раз промахивался, я терплю поражения раз за разом, и поэтому я чемпион.

– Вы пытаетесь учить людей успеху. Разве успеху можно научиться?

– Почему же нельзя, если существуют четкие правила и технологии достижения успеха. Не вдаваясь в подробности, скажу, что нужно для начала просто поставить себе цель и представить ее в своем воображении в виде красочного фильма. Вообразить, к примеру, себя плывущим на собственной яхте по Карибскому морю со всеми подробностями: звуками, запахами, собственными чувствами. Запомнить это ощущение, а потом каждый день тренировать свою веру в то, что это обязательно сбудется. И это обязательно сбудется. Вот и все...

См. полный вариант статьи


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru