Мир каратэ: главная

Информация - путь к развитию

Памятник спортивной бюрократии

2008-04-14
30 марта вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Наконец-то свершилось. Принят и вступил в силу так долго ожидаемый закон о физической культуре и спорте. За последние годы проблем в современном российском спорте накопилось предостаточно. Россия на мировых спортивных аренах проигрывает все подряд. Спортивные клубы, даже в благополучных видах спорта, разоряются и прекращают свое существование. Тренеры и спортсмены в поисках лучшей доли уезжают за рубеж. Сокращается продолжительность уровня жизни. Возрастает потребление алкоголя и никотина на душу населения.

Ни одну из вышеназванных проблем Закон решать не собирается. Главная его задача - создание системы аккредитованных организаций, которые будут «пилить» государственные средства, выделяемые на нужды физкультуры и спорта.

Как говорил В.С.Черномырдин: "Хотели как лучше - получилось, как всегда". Ни на одно требование времени закон не отвечает. Можно долго упражняться в остроумии по поводу многих статей этого Закона, но давайте рассмотрим его всего в одном аспекте: человек и его место в современном спорте.

Статья 2 Закона определяет "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе". Всего таких понятий 30-ть.

Но главные действующие лица современного спорта, а в трактовке Закона "физические лица", как то спортсмен и тренер идут на 22 и 24 месте соответственно. Где-то в конце шкалы современных бюрократических ценностей.

А спортивная медицина? Невозможно не оценить ее вклад в спортивные достижения. Но нет ничего невозможного для наших бюрократов. Поэтому о спортивных врачах в Законе о спорте ни слова. Их просто нет в современном российском спорте. Ни статуса, ни прав, ни обязанностей, ни простого упоминания.

Чиновник скажет, какие претензии? Все неодушевленные предметы и понятия - объекты спорта, тренеры, спортсмены, судьи, физкультурные мероприятия и пр. расположены по алфавиту. И нечего ему возразить, все равно не поймет.

Примечание. В недолгие демократические времена в России была принята новая редакция Уголовного Кодекса. Главное отличие новой редакции УК от старой было изменение приоритетов. В старой, советской системе ценностей, на главное место выходило государство. Поэтому самыми значимыми и первыми были статьи за преступление против государства - шпионаж, измена родине, побег за границу. В новой демократической системе приоритет был отдан человеку и на первой место, в т.ч. и в нумерации вышли преступления против личности.

Ну это так, к слову. По К.Марксу, закон всегда отражает волю господствующего класса. Даже закон о спорте.

Вы скажете, мелкая случайность и правовое недоразумение. Напротив - закономерная политика. Изучаем дальше.

Спортсмен по новому закону имеет весьма «куцые» права (ст.24). Право на:

1) выбор видов спорта;

2) участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях;

3) получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации;

4) заключение трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством;

5) содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях;

6) осуществление иных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Всего шесть пунктов. Спортсмен даже не имеет право принимать участие в деятельности федерации. Так, слегка оказывать ей содействие (п.6 ст.24). А чтобы не было никаких иллюзий, статья 7 п.3.7 предусматривает, что "Уставом общероссийской спортивной федерации может быть исключено членство в ней физических лиц". А если вдруг федерация по недомыслию не успела лишить своих физических лиц (тренеров, спортсменов, судей) права голоса, то установлен еще один барьер. В этой же статье 7 п.3.9 гласит, "не менее семидесяти пяти процентов голосов от общего числа голосов членов общероссийской спортивной федерации в высшем руководящем органе общероссийской спортивной федерации должно принадлежать членам такой федерации - аккредитованным региональным спортивным федерациям". Так что, «блокирующий пакет акций» все равно у спортивной бюрократии.

Долой либеральное слюнтяйство! Вся власть спортивной бюрократии!

Права спортсменов хоть как-то обозначены. О правах тренеров и судей в законе о спорте нет вообще ничего. То есть вообще ничего.

Любопытно следить за логикой функционеров при определении понятий. Как обрезают они понятия и отсеивают ненужных людей. Способные ученики И.Сталина: «нет человека - нет проблемы».

Статья 2 Федерального Закона дает понятие спортсмена: 22) спортсмен - физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях.

Все вроде как пристойно. Смущает правда, что он должен выступать на соревнованиях. Не выступаешь - не спортсмен. Легким движением руки исключили спортсменов - любителей.

Читаем дальше. Статья 27 п.3 Закона говорит, что "Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией".

Движением пера исключили из понятия еще некоторую категорию людей. Оказывается, спортсменом может быть только физическое лицо, состоящее с организацией в трудовых отношениях. Например, уборщица клуба. А если спортсмен мал, еще учится и по возрасту не имеет права вступать в трудовые отношения с организацией?

Ну, для детей и юношей сделано некоторое послабление. В следующем пункте говорится - п.4. В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключен договор, указанный в части 3 настоящей статьи, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.

Но мы не успокоимся и будем продолжать задавать вопросы: а если он не учится в образовательном физкультурном учреждении, а просто занимается в спортивной секции, а если он взрослый человек и пришел в клуб заниматься, а не получать в нем зарплату в соответствии с трудовым договором? Да мало ли еще можно задать вопросов. Но ответа все равно не будет. Людей, занимающихся спортом для себя, или физкультурой, если хотите, для Закона о спорте в принципе не существует. Ну не предусмотрены они этим законом. По смыслу этого закона получается, что уборщица клуба больше соответствует гордому званию спортсмен, чем прочие "физические лица", проявляющие спортивную активность, но не имеющие трудового договора или не отданные соответствующим приказом. В самом деле, у уборщицы и трудовой договор есть и в соревнованиях она участвует (в смысле полы во время или после соревнований моет).

В современной редакции Закона о спорте даже спортсмены аккредитованных видов спорта (но не имеющих с федерациями трудовых договоров) - никто. Нет у них ни прав, ни обязанностей, ни гарантий, ни надежды.

Тренеры, судьи, спортсмены даже олимпийских видов спорта поставлены вне закона о спорте де-факто. Врачи, спортивные менеджеры всех видов спорта, а также представители не аккредитованных спортивных федераций поставлены вне закона де-юре. Впервые в российском законодательстве государство узаконило существование ненужных, лишних людей.

Умному достаточно.

P.S.

В свое время я писал более язвительную и подробную рецензию еще на старую редакцию Закона о спорте. Тот еще был документ! И один из разработчиков старого, но тогда действующего Закона, сказал мне (ни больше, ни меньше!): "Вы слишком буквально трактуете Закон". А как я его должен трактовать? Примерно и приблизительно?

Новый закон даже разбирать не хочется, он еще более бездарен. Бумаги с таким содержанием в цивилизованном государстве используются по другому назначению.

P.Р.S. Вниманию руководителей не аккредитованных организаций каратэ!

Хорошая новость.

Для Министерства спорта мы, занимающиеся другими видами каратэ, но не WKF, не существуем.

А если кто-то и задумает аккредитоваться, то название каратэ уже монополизировано Федерацией каратэ России. Второй аккредитованной организации по каратэ по закону быть не может. Надо изобретать другое название - типа "боевое восточное единоборство сетокан" или "боевое восточное единоборство ситорю".

А кому противно это делать - не беда. Как говорится, в каждом минусе есть свои плюсы. Для Министерства спорта мы невидимки. Но никто не может нас закрыть или применить какие-то санкции. Как не аккредитованные спортивные организации мы продолжаем работать в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.

Да, мы не можем претендовать на государственную «халяву» в виде государственного финансирования. Но мы так существовали всегда.

Мы не можем присваивать своим спортсменам мастеров спорта. Но эти звания присваивают только в Монголии и России. Для каратистов всего мира существует система Кю и ДАНов.

Хорош или плох Закон о спорте, нам безразлично. На нас он не распространяется.

В.А.Свадковский

Контактная информация: ylk@iskratelecom.ru