Мир каратэ: главная

Научная наука

2007-09-04
Дню знаний посвящается...

Весной 2007 года автор волею случая попал на ВВЦ, в одном из павильонов которого проходила выставка спортивных товаров, услуг и технологий. Выставка была организована Госкомспортом, и сказать про нее право нечего: она скорее показывала отсутствие в России спортивной отрасли, чем ее наличие. В избытке были представлены только производители спортивных синтетических покрытий, что свидетельствовало о том, что химические предприятия бывшего СССР еще подают признаки жизни. В остальном эта выставка напоминала первенство ЖЭКа (или ДЭЗа) по уличному футболу, которое для "галочки" надо провести, но все понимают, что это мероприятие ненужное и поэтому неинтересное никому, даже организаторам.

В одном из закутков выставочного зала на кипе журналов сидела девушка. Как оказалось, она бесплатно раздавала экземпляры научного журнала "Физкультура культура", издаваемого Российской академией образования Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Шеф-редактор В.К.Бальсевич.

На этом мероприятии Госкомспорта больше печатной продукции не было. По-видимому, Федеральному агентству "до лампады" проблемы издания и распространения спортивных журналов и газет. Действительно, Россию захлестнул вал специализированных спортивных СМИ, выходит аж, страшно сказать, целых две спортивных газеты - "Спорт-экспресс" и "Советский спорт", которые правильнее было бы назвать "Футбол-экспресс" и "Советский футбол". Две газеты про футбол на 147 миллионов россиян. Но Миниспорту "по барабану" не только это, так что удивляться не надо.

Я не мог пройти мимо и взял по номеру каждого выпуска, что предложила мне девушка. Знания лишними не бывают, а если их еще и дают бесплатно, то тут уж точно ничего не потеряешь.

Мне как тренеру с 25 летним стажем было интересно, что нового я смогу почерпнуть в этом источнике познания. Действительность превзошла все ожидания. Прочтя несколько номеров я вдруг понял, почему мы в области спорта уже далеко не "впереди планеты всей".

Небольшое отступление. В далекие 80-е годы прошлого века я изучал в ВУЗе курс криминалистики. Важный и сугубо прикладной предмет. Мне попалось в руки "Пособие по осмотру места происшествия" 1935 года, автор Б.М.Комаринец, знаменитый советский криминалист. Пособие небольшое, напоминает стандартный школьный учебник. Со второй страницы начинается рассказ о практических действиях криминалиста по сбору улик. А на первой странице коротенькое введение, в котором автор предсказывает, что настанет время когда в криминалистику придут люди, ни разу не выезжавшие на место преступления, ни проведшие ни одного исследования, но которые "похоронят" криминалистику под ворохом понятий и определений. Пресказание автора сбылось. Криминалистику мы изучали два года. Причем, первый год "долбили" учебник "Криминалистика, общая часть", сплошь состоящий из понятий, определений места советской криминалистики в общей системе науки, уяснения ее связи с марксистско-ленинской философией, гуманной сущности и пр.пр. И уже изучив эту "лабуду" и забыв ее сразу после сдачи курсовых экземенов, мы перешли к изучению "Особенной части" криминалистики, посвященной собственно поиску доказательств, правилам изъятия следов и другим полезным вещам.

Следует ли говорить, что учебник "Общей части" был в два раза больше учебника "Особенной части" и ни один раздел второй не был написан авторами первой. Я уверен, что теоретики криминалистики страшно бы обиделись если бы их попросили написать что-нибудь практическое для второй части.

Оказывается, в спортивной науке все обстоит точно так же. Правда, "Особенной части" (т.е. практической) нет. Открыв журналы "Физкультура и спорт" 2005, 2006, 2007 годов я как будто вернулся в приснопамятный брежневский застой.

Журнал сплошь набит наукообразными многомудрыми определениями, которые практического применения не имеют. Авторы просто упиваются определениями, соревнуясь кто выдаст крученее.

Вы знаете, например, что такое соревнование? Думаете, что да. Так вот вам формулировка С.Н.Литвиненко (№ 3, 2006 год): "Под спортивными соревнованиями понимают способ выполнения соревновательного упражнения на пределе возможностей и по правилам, субъективную основу которого составляют конкуретные отношения между спортсменами при демонстрации достигнутых результатов."

Не слабо? А главное, практически полезно. Ну как жить спортсмену и тренеру без такого определения?

Доцент С.Н.Литвиненко, кандидат биологических наук, преподает в Ростовском государственном экономическом университете. Вы спросите у меня, а при чем здесь спорт и физическая культура? Я думаю, так же как и Вы: спорт здесь действительно ни при чем. "Беда коль сапоги начнет тачать пирожник...."

Вы думаете, что спортивный клуб - это что-то знакомое и безобидное? Тогда вот Вам определение А.В.Шукаевой (№ 3, 2006): "Клуб как социально-педагогическое явление представляет собой единоство разнообразия, интеграцию познавательной, развивающей, коммуникативной деятельности родителей и детей, в основе которой лежит свободный поиск путей формирования здорового образа жизни, интереса к физической культуре, творчеству".

Как закручено! Ну как спортсмену жить без такого определения? Как узнать, клуб это или нет? По вывеске на фасаде здания? Ну это не наш метод: совсем просто. К тому же на вывеске ни слова про социально-педагогическое явление. А вот глянешь - единство разнообразия, а приглядишься получше - интеграция коммуникативной деятельности - и вот он, родимый, точно клуб! Слава Богу, определили!

Доктор наук, профессор А Лубышева и аспирант А.Н.Кондратьев, (№3, 2006) понимают физическое образование "как комплекс актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности".

За этим пониманием стоят годы научного подвига, кропотливой работы. Причем, определение дано в соавторстве, видимо, аспирант сам бы такого открытия не сделал.

Вам мало? Тогда "контрольный в голову" от тех же авторов:

"При конверсионном проникновении элементов спортивной культуры в культуру физическую особый методологический смысл имеет установка на формирование физического образования как комплекса актуализированных ценностей физической культуры, адекватных интересам, склонностям, потребностям, потенциальным возможностям совершенствования школьников в том или ином виде спортивной или физкультурной деятельности".

Попробуйте заучить наизусть. Или, как говорил очень хороший поэт и актер, "запиши себе названье, чтобы в спешке не забыть".

Я мог бы набросать еще десяток подобных определений и не делаю этого исключительно из соображений гуманности и опасения за психическое здоровье наших читателей.

Только теперь я понял, почему выпускники академий, университетов спорта и физической культуры такие скучные. Почему за очень небольшим исключением, им неинтересны ни своя работа, ни люди, которых они обучают. Все просто. Чтобы убить интерес к своему делу заставьте кого-либо несколько лет учить подобные определения.

А как же научные открытия и достижения? Где как ни в научном журнале "Физическая культура" рассказать читателям о небывалых достижениях отечественной спортивной науки? Да пожалуста.

Кандидат педагогических наук И.В.Стародубцева в своей работе, опубликованной в журнале № 2.2007 блистательно доказала, что детям заниматься физкультурой полезно. Ну кто бы мог подумать?!

Кандидаты педагогических наук И.Н.Тимошина и И.М. Купцов (№3, 2006) открыли "влияние непрерывного физкультурного образования на уровень здоровья учащихся". В том смысле, что чем больше влияние, тем выше уровень здоровья. Принципиальное открытие. А самое главное неожиданное.

Коллектив из пяти научных сотрудников под руководством академика РАО Ю.М.Портнова (№3, 2006) бесспорно установил, что "спортсмены с высокими антропологическими показателями тела, как правило, добиваются лучших спортивных результатов в баскетболе". Ну если непонятно, то ученые авторитетно заявляют, что высокие люди в баксетбол играют лучше. А Вы, видимо, и не догадывались?

Такой же многочисленный научный коллектив, но уже под руковдством доктора педагогических наук, профессора В.Я.Игнатьева (№ 3, 2006) пришел к совершенно неожиданному выводу, "что по уровню физической подготовленности спортсмены гандболисты СДЮШОР в возрасте 16-17 лет уступают спортсменам высшей лиги (командам мастеров), и (просто невероятно! - прим.WK) спортсменам суперлиги российского гандбола. Причем, по всем показателям - длина тела, скорость, ловкость, прыгучесть, выносливость."

Представляете, сколько труда надо положить целому коллективу, чтобы доказать, что взрослые мастера спорта физически сильнее 16 летних девочек-спортсменок!

Или такой образец аналитической работы. Профессор, доктор биологических наук Н.П.Горбунов и доцент М.Г.Ишмухаметов (3, 2006) в своих трудах исследовали две группы учащихся : 1 группа - учащиеся проживающие в городе Перми, 2-я группа - учащиеся сельских районов. Выяснили, что горожане существенно уступают своим сверстникам из сельских районов в выносливости. Из этого делается безапелляционный вывод - "тормозящее влияние экологического загрязнения на показатели двигательной подготовленности у подростков".

Наука на то и наука, что должна изучать явление со всех сторон. Настоящие ученые должны были исследовать все факторы и версии, отбросить несостоятельные и обосновать свой вывод. Экология, вероятно, один из факторов снижения выносливости (а, может быть, и нет), но есть, видимо, и другие. Например, гиподинамия - бич городского населения и совершенно невероятное явление в сельской местности.

Прим. Специально для ученых. Гиподинамия - недостаточная мышечная деятельность, снижение силы сокращения мышц, обычно сочетаемая с общим снижением двигательной активности человека - гипокинезией, которая в свою очередь является следствием малоподвижного образа жизни..

Да мало ли причин. Но "научная наука" уже установила истину. Раз и навсегда. Кстати, биологических исследований авторы не проводили. Казалось бы, и карты в руки доктору биологии Горбунову. Нет, чистая антропометрия в духе Миклухо-Маклая: длина тела, масса тела, да и подсчет результатов соревнований - кто сколько подтянется.

Такого рода работы вызовут ступор у авторов, если вдруг выяснится, что в контрольной деревне имеет место вредное производства в виде какого-либо заводика.

Подобные исследования напоминают старый анекдот: "Два биолога колдуют над мухой. Оторвали одну ногу, кричат - муха ползет. Оторвали вторую, кричат - вновь ползет. Оторвали все ноги, покричали - не ползет. Сделали вывод - оглохла."

Я столь подробно рассматриваю версию Горбунова и К* с целью показать уровень научной аргументации исследователей. Подобная работа не выдержала бы даже легкой научной критики. Но ее никто не критикует. Возможно потому, что никто не читает трудов этих "ученых".

Еще один образец наукообразности.

Доктор технических наук, профессор Е.Н.Герасимов (№ 5, 2005) вывел формулу дидактического процесса обучения. Читайте внимательно, главное ничего не пропустить. Если упустите мысль, начните с начала.По Герасимову: процесс обучения (дидактический процесс - Дпр) интерпретируется как процесс управления учебной деятельностью со стороны преподавателя вуза и как сложный процесс взаимодействия преподавателя, студента (обучаемого) и учебного материала, а в символической форме - в виде логической суммы

Дпр = ( М + Пд + У) = (М + АФ + АУ),

где М - мотивация учебной деятельности,

АФ - алгоритм функционирования как порядок действий (операций), выполняемых в ходе Дпр или система предписаний, определяющих порядок и характер воздействия на Дпр,

У - Управление познавательной деятельностью,

Пд = познавательная деятельность учащегося.

Далее всего 7 журнальных страницах убористого текста.

Самое смешное, что все это называется "Современное понимание сущности и структуры обучения." Кто учится у Герасимова, если им надо объяснять простые вопросы с помощью таких хитромудрых конструкций? К концу объяснения его ученики будут еще дальше от познания.

Интересно, дочитал ли кто-нибудь кроме меня статью Герасимова до конца? Надо бы с автора взыскать моральный ущерб.

Великие люди объясняли процесс познания в трех словах. И всем было ясно. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Насколько ясно мыслит профессор, по-моему, очевидно.

Великий Энштейн сказал, что любая научная теория, если она чего-то стоит должна быть понятна ребенку. Рекомендую прочитать труды Герасимова своему сыну на ночь.

Команчи, обитающие в журнале "Физическая культура", не раз ссылались на великое открытие своего предводителя. Оказывается, профессор В.К.Бальсевич еще в 1992 году открыл "приоритет тренировки как самого эффективного способа развития и совершенствования физических качеств".

Видимо, до него этого никто не знал. Ведь до 1992 года никто в мире не тренировался. А после великого открытия разные Бъерндалены и Фелпсы делают вид, что ничего особенного не произошло. И не один из них в своих интервью (неблагодарные) даже не упомянули великого В.К.Бальсевича как соавтора побед.

А ведь авторы журнала сплошь кандадаты и доктора наук. Доценты, профессора, академики. На что тратятся деньги налогоплательщиков? Практической отдачи - ноль. Как все пошло и грустно. Видимо, не зря в России затеяна реформа науки. Если в результате ее проведения почтенные академики от спорта останутся без работы, то общество от этого только выиграет.

А пока проблемы физической культуры в России сами по себе, а журнал "Физическая культура" - сам по себе.

P.S. Я мог бы еще ни на одной странице излагать "великие" определения и такие же "великие" открытия, сделанные авторами журнала "Физическая культура". Но надо пожалеть читателя. А к "гиганту мысли" В.К.Бальсевичу мы еще вернемся, тем более, что он написал введение к одной наукообразной книжке по проблемам каратэ. Видимо, не читая ее.

P.P.S.Есть в журнале и неплохие работы, которые стоит почитать. Правда, немного: всего две или три (0,5 % от всего опубликованного). Об этих работах мы расскажем в дайджесте научной литературы.

В.А.Свадковский

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru