Мир каратэ: главная

«Команда молодости нашей - команда, без которой нам не жить»

2016-11-19

Здравствуйте.

Всегда читаю ваши материалы, а теперь решил обратиться за советом.

Это письмо-крик души!

Ситуация следующая. Мы начинали заниматься у тренера сито-рю с шести лет. Через три года занятий по стечению обстоятельств (отсутствие материальной базы, спарриг-партнеров сверстников и т.д), по совету тренера, параллельно начали ходить к тренеру по всестилевому каратэ. Кое-какие результаты были достигнуты, но теперь нам запрещают выступать на соревнованиях, говоря - "либо мы, либо они". Но сын ведь занимается видом спорта КАРАТЭ! Он очень переживает, говорит - "Я не могу хорошо выступить там-то, чтобы не подвести другого тренера". И как бросить одного из них, каждый из которых вложил в него свою душу.

Спасибо,

Алексей

Уважаемый Алексей,

Я очень сочувствую Вашим переживаниям. В жизни бывает все, но для меня описанная Вами ситуация немыслима.

Тем не менее, попробуем разобраться.

Для начала договоримся с определениями.

«Видом спорта каратэ» занимаются в ДЮСШ МДОУ УДОД АБЫРВАЛГ (такая или похожая аббревиатура). Во времена СССР ДЮСШ были задуманы как конвейер по воспроизводству мастеров спорта и чемпионов. Как спортивные заводы или фабрики. В современной России очень популярен тезис о небывалой эффективности данной модели. Современные российские ДЮСШ не могут обеспечить даже 11 спортсменов для сборной России по футболу (волейболу, баскетболу, гандболу), но патриотическое бла-бла на эту тему не смолкает.

Если в Вашем письме речь идет о занятиях в ДЮСШ, то никаких угрызений совести ни Вы, ни Ваш сын испытывать не должны. В самом деле, как можно обидеть или предать бездушный конвейер (холодильник, телевизор, пылесос)? Тем более, что ДЮСШ сами пытаются Вас обмануть. Как? Детский тренер, тренер ДЮСШ, тренер ДЮСШ олимпийского резерва. Никого не интересует, устраивает ли Вашего сына очередной тренер. Просто так устроен производственный процесс. Собираемую автомашину на конвейере не спрашивают, нравится ли ее электрик. А в конце технологической цепочки какая-нибудь Тарасова, плотоядно потирающая ручонки. Та самая из телевизора и фигурного катания. Не воспитавшая ни одного спортсмена, но всегда готова попользоваться плодами чужих достижений. Ей одной достаются почет, уважение, телевизионный эфир и валютные контракты. А кто-нибудь помнит фамилии первых тренеров наших Олимпийских Чемпионов?

Если Ваши тренеры из ДЮСШ, то сильно не заморачивайтесь. Это обычная наемная обслуга. Сегодня работают, завтра уволят. И они пойдут работать грузчиками в «Пятерочку».

Собственно каратэ или, если быть точным - каратэдо, изучают в клубах. А для клуба изложенная Вами ситуация, повторяю, немыслима.

Я уже более 36 лет предан одному клубу. Да, мне повезло в жизни – придя в каратэ, я сразу попал к великому Зиневичу. За эти десятилетия многое изменилось – мы живем уже в третьем государстве – СССР, Россия свободного ельцинского капитализма, Россия путинской диктатуры. Приходили и уходили правители, менялась общественно-экономические формации, но клуб живет. Ю.А.Зиневич ушел на административную работу во Всероссийские центр изучения единоборств (ВЦИВЕ), пришел М.В.Мусаев, ушел из каратэ и он, но традиции клуба остались. Их дело продолжили ученики, к коим имею честь принадлежать и я. Как в одном советском фильме: «В дивизии уже другие люди, но она по-прежнему осталась гвардейской».

Может быть, Ваши тренеры великие методисты, но что-то в этой жизни они не поняли. И утверждение, что «они вложили в моего сына душу» сильно преувеличено. Было бы что вкладывать.

Ведь получается, что именно эти тренеры поставили Вашего сына перед дилеммой предательства.

Я очень сочувствую Вашему сыну, попавшему в душераздирающую ситуацию по вине взрослых дядей, своевременно не объяснивших Вам правила дзен буддизма.

Спорт - это война. И политика. Чтобы там не говорили дилетанты. А мир каратэ тесен. Спортсмену, занимающемуся в двух клубах, рано или поздно, придется выйти на татами против своих друзей из другого клуба. А это уже предательство.

Иногда спортсмены нашего клуба, с моего разрешения, приходят на тренировки в другие клубы. Интересно ведь, а что там происходит! Каждый волен выбрать любой клуб. Но один. В каратэ так принято. Если моему спортсмену понравится в другом клубе, ему тут же будет предложено покинуть нас. По моему мнению, заниматься в двух клубах каратэ невозможно. Это нонсенс. Вопрос стоит очень жестко. Если мой спортсмен будет втайне заниматься в другом клубе каратэ, то, как только это станет известно, он будет немедленно исключен без права восстановления.

Но мои ребята никогда не будут стоять перед выбором, кого предавать. Если их перестанет устраивать уровень, то они перейдут в другой клуб. И мы останемся в хороших отношениях.

Когда-то я руководил Молодежной Лигой каратэ, объединявшей сильнейшие клубы России. Случаи перехода спортсмена из клуба в клуб были единичными. И, как правило, хорошим не кончались. Не может ребенок работать на соревнованиях против ребят из своего бывшего клуба. Морально тяжело. Поэтому дети уходили из каратэ.

Это не значит, что спортсмен крепостной. Просто Вам надо найти своего тренера и быть ему верным до конца...

Ваш сын Алексей, по вине тренеров, лишен большого и сильного эмоционального чувства – любви и преданности к одному клубу. «Команде молодости нашей, команде, без которой нам не жить». Ради этой любви люди занимаются каратэ, даже не имея спортивных перспектив. Но они хранят традиции, ритуалы, человеческие отношения, дух и ауру клуба.

Есть прекрасная песня гениальных Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Команда молодости нашей». Я бы сделал эту песню гимном клубного движения России. Там каждое слово про нас.

С тобою мы объехали полсвета,

Но каждый раз тянуло нас домой!

Поставь мою любимую кассету,

Давай передохнём перед игрой…

Тебе судьбу мою вершить.

Тебе одной меня судить,

Команда молодости нашей,

Команда, без которой мне не жить.

Трава на стадионах зеленеет,

А мудрость, словно осень, настаёт…

Друг к другу мы становимся нежнее,

Когда борьба все яростней идёт.

Со спортом мы расстанемся не скоро.

Но время не унять и не сдержать…

Придут честолюбивые дублёры,

Дай Бог им лучше нашего сыграть!

На верность проверяются таланты.

Нам есть за что судьбу благодарить:

Мы преданы единственной команде,

Команде, без которой нам не жить.

Тебе судьбу мою вершить.

Тебе одной меня судить,

Команда молодости нашей,

Команда, без которой мне не жить.

Извините, Алексей, если мой ответ Вам показался неуместным. Я не хотел Вас обидеть. Вы воспитали прекрасного сына, совестливого и честного парня. Вы вправе выбрать любой из клубов. Или третий. При такой ситуации Вы ничем и никому не обязаны.

Но не оставляйте каратэ.

Такие, как Вы и Ваш сын, нам нужны!

С Уважением,

Главный редактор

И еще. Уже не по теме письма.

Квалификация клубного тренера, по моему мнению, важна, но не является определяющей для уровня клуба. Спортсмен-каратист самообучаем. Через десяток лет тренировок и соревнований он сам научит любого. И уже он и его друзья, а не старый тренер, будут определять уровень клуба. Это я к тому, что каждый может поднять свой клуб на недосягаемый уровень.

Это не в ДЮСШ АБЫРВАЛГ – исполнилось 21 год, пошел вон. В ДЮСШ уровень постоянный – нулевой.

Каждый год на Чемпионатах Мира и Европы по каратэ WKF ДЮСШевская Россия разбивается о клубную Европу. И так будет до тех пор, пока система спорта в нашей стране не изменится.

За клубами будущее.

На фото – праздник клуба «Москва-Восток»


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru