Мир каратэ: главная

Спасет ли каратэ WKF знание зрителями правил проведения соревнований? Мнение главного редактора

2016-07-17

см. Элла Калински. Правила WKF и деньги. Вопросы к судьям

Иногда в наше застойное каратэ-болото свежим ветром заносит человека, который сразу начинает удивляеться: «Как так можно жить?». «Можно, живем же» - отвечаем мы из тины.

Знакомая картина, не так ли?

Не во всем соглашусь с нашей читательницей, а некторые тезисы мне совсем не понятны.

Полагаю, что незнание правил WKF родителями (зрителями) не главная и даже не третьестепенная проблема этой федерации.

Я не судья WKF и не поклонник этого направления каратэ, но, используя служебное положение, все-таки решил принять участие в дискуссии. Тем более, что затронутые проблемы имеют место быть и в других федерациях каратэ.

Кто из нас, сидя на трибунах на соревнованиях по каратэ WKF, не слышал фразы от зрителей: «Что там было? За что дали оценку (победу)?». В каратэ WKС (JKA) так тоже бывает, но очень редко.

Когда-то, в прошлой жизни, я был рефери WKF, имел опыт судейства финалов на Чемпионатах Москвы и России. Но, работая на татами, был лишен возможности наблюдать за выступлениями своих учеников, помогать им советом, работать над ошибками. Поэтому предпочел быть тренером.

Как у рефери WKF у меня не было проблем общения с тренерами, спортсменами и родителями. Я ни разу не говорил: «Читайте правила» или «Подавайте протест», зная что исчерпывающий ответ они получат только от меня. И с удовольствием отвечал за базар – объяснял, почему такой удар не засчитал, а присудил вазари (иппон) сопернику… После разговора, как правило, человек отходил от меня, задумавшись. Это нормально. Но так было в «домашние» 90-е. Сейчас к высокомерному рефери WKF и подойти не дадут. Что, в общем-то, правильно. В зоне соревнований посторонних быть не должно. И если на одного тренера полсотни родителей (как пишет Элла), то на судью приходится не меньше тысячи.

Чем пробиваться через ограждения площадок к судейскому столику, спросите у тренера о причинах поражения спортсмена. Тренер точно знает, почему его ученик проиграл. Тезис «Вас много, а я один» (как пишет Элла - на одного тренера 50 родителей и тот не обязан объясняться с каждым) - это, извините, из сферы ЖКХ. Тренер обязан разговаривать с родителями после тренировки или соревнований (если те попросят). Дети это не безликая очередь в паспортном столе. Каждый ребенок уникален и неповторим. Для папы, мамы. И детского тренера. Иначе ему надо заняться чем-то другим, «там, где наш брак не так дорого обходится».

Как тренер открою секрет нашему автору – невозможно готовить спорсмена к соревнованиям, не объяснив ему правил. Поэтому спортсмен тоже их знает. Получается, что в треугольнике тренер-спортсмен-родители, две стороны, минимум, в теме вопроса. Так стоит ли устраивать в интернете обсуждение Правил? Зачем так сложно? Проще спросить о непонятном у осведомленных людей (из перечисленных выше) Тем более, что изменить Правила Вы не в силах.

Кстати, все родители моих учеников присутствуют на тренировках. Мы разбираем поединки и ката. Как же иначе? Поэтому в нашем клубе родители прекрасно знают правила WKС. Некоторые сидят в зале по три-четыре года. Я их считаю вторыми (персональными) тренерами клуба.

Проблема незнания родителями правил надумана Эллой, тем более, что знание (незнание) ничего существенно не изменит. Почитав Правила, народ не пойдет косяком на трибуны Чемпионата России по каратэ WKF (WKС, WUKF, WUKО, JKA, JKS …).

Правила каратэ WKF действительно слишком сложно закручены для простого зрителя, но не в этом главная беда. В каратэ WKС (JKA, JKS, WUKO) правила проще и понятнее, но зрители на трибунах те же - спортсмены и родители.

Футбольные правила читали единицы – тренеры, судьи и журналисты. Подозреваю, что сами футболисты никогда их в руках не держали. А телеаудитория Чемпионатов Мира 4 млрд зрителей. В регби таже картина с правилами, но Кубок Мира смотрят 1 млрд землян.

Выходит дело не в знании правил зрителями, а в чем-то другом?

Соревнования в каратэ проводятся поточно-конвеерным способом – на 6-8 татами одновременно выступают десятки спортсменов. Выполняют одни и те же приемы, схожие комбинации. Скучно. И дзюдо в таком варианте не зрелищно. И футбол на 10 полях смотреть не будешь. В юношеских категориях у теннисистов соревнования проводятся на нескольких площадках и зрителей, кроме родителей, нет. Но финалы турниров «Большого шлема» организованы иначе. И собирают полные трибуны. А Чемпионаты России по каратэ среди взрослых проводятся по тому же алгоритму, что и детские. Нет интриги, способной захватить внимание зрителя. В большом теннисе есть, а в каратэ нет.

Большой теннис десятилетиями создавал свою аудиторию. Сегодня в теннис играют все – политики, пенсионеры, студенты, руководители мировых корпораций, банкиры, рабочие, офисный плактон, дети, муниципальные служащие. И все они ныне сидят на трибунах Уимблдона.

В футбол и регби (в странах Содружества) играют все.

Что касается каратэ WKF, то в России, к примеру, им занимаются дети в возрасте от 10 до 15 лет и еще 200 спортсменов старше 16 лет, ежегодно приезжающих на Чемпионат России. В чемпионатах по каратэ WKF 12-ти миллионной Москвы участвуют 30 взрослых спортсменов - москвичей. Каково? Чувствуете разницу в потенциале аудитории? Кто-нибудь из членов экипажа утлого суденышка каратэ смотрит с тоской вслед уплывающему в красивую жизнь океанскому лайнеру большого спорта? Вряд ли, заняты другим делом - мелочь по карманам распихивают.

WKF позаимствовала идею Премьер Лиги у теннисистов, сохранив при этом все отрицательные моменты, в частности и тот, о котором говорит Элла – сложные и запутанные правила, не всегда понятные даже специалисту.

Но знание правил это мелочи. Есть куда более значимые проблемы.

О первом отрицательном факторе – отсутствие аудитории – я уже сказал. Аудитория – это все: посещаемость соревнований, набор групп начинающих, спонсоры, СМИ, рекламные контракты, продажа сувениров и спортивных товаров….

Еще когда я считал руководителей отечественного каратэ WKF порядочными людьми и общался с ними, то советовал им построить каратэ снизу, через спортсменов и местные клубы. Все усилия бросить в регионы. Обратиться к спортсменам и тренерам, через головы местных каратэ-князьков, главных противников объединения каратэ в регионах. Работать с местной властью. Создавать аудиторию и общественное мнение. В «жирные» для России годы это было возможно. На меня смотрели как на блаженного. Для них главным было распределить портфели. Они сделали, как хотели - построили здание сверху, на песчанном фундаменте. В итоге: побед на мировых турнирах – ноль, зрителей – ноль, местная власть спасает футбол, а на Чемпионат России среди студентов в этом году приехало 50 спортсменов.

Второй отрицательный фактор – «разрыв шаблона головного мозга». Для зрителей каратэ - это Брюс Ли, Ван Дамм, Чак Норрис, Дольф Лундгрен, Уэсли Снайпс, Синтия Ротрок… В таком каратэ сильно бьют и плакать не велят.

Что же видят зрители на соревнованиях WKF? Прыжки и перемещения здоровых мужиков, упакованых в подушки и жилеты, непрерывные аппеляции к судьям, типа «меня больно ударили». Этот фактор «посильнее, чем Фауст Гете».

Современное каратэ WKF не зрелищно. Это его беда. Или, если хотите, не так зрелищно как другие единоборства. Эстетика военизированного шопинга есть, боевого искусства - нет.

Руководители WKF жизнь положили на получение олимпийского статуса. Изменив до неузанаемости прежние правила себу санбон в сторону безопасности. И каратэ WKF сильно потеряло в зрелищности. Как и олимпийский любительский бокс. И тхэквондо.

Минифедерации каратэ, исповедующие себу иппон и себу санбон, могли бы улучшить посещаемость своих соревнований, но для авторских Премьер Лиг необходимы десятки городских и национальных турниров, а у них с этим беда.

WKF нужны новые маркетинговые идеи. Какие? Не знаю. Но и Антонио Эспинос, сидящий в кресле Президента WKF, почти столько же, сколько и зимбабвийский диктатор Роберт Мугабе, тоже не знает.

Эспинос и его свита - из прошлого века. Поэтому WKF существует не для спортсменов, а за счет спортсменов.

Эту разницу очень точно подметила наша читательница.

Главный редактор

Вместо P.S.

Продажа прав на Абсолютный бойцовский чемпионат (UFC) официальна подтверждена. UFC был продан группе компаний во главе со спортивным медийным агентством WME-IMG за $ 4 млрд. Помимо WME-IMG в группу новых владельцев вошли компании Silver Lake Partners, Kohlberg Kravis Roberts, MSD Capital, а также инвестиционная компания Майкла Делла. Ранее UFC принадлежал братьям Лоренцо и Франку Фертитта, которые приобрели компанию в 2000 году за $ 2 млн.


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru