Мир каратэ: главная

Информация - путь к развитию

Гибель крейсера «Ямато»

2015-04-11

Прочитано на «Эхо Москвы»

Полная версия и видео см. www.echo.msk.ru

Автор Владимир Головнин, журналист, Токио

В год 70-летия со времени окончания Второй мировой войны Япония, понятное дело, отмечает свои даты — 10 марта, например, это были воспоминания о чудовищной американской бомбардировке Токио 1945 года, которая по некоторым параметрам была похлеще Хиросимы и унесла жизни более 100 тысяч человек. Ну, а на этой неделе наши соседи по Дальнему Востоку говорят о другой истории. Которая стала в своем роде апофеозом духа камикадзе, культа самоубийства, когда несравнимо более сильного и намного лучше вооруженного врага предполагалось сломить мощью несгибаемого духа и собственной готовности погибнуть. Предполагалось, но не удалось.

Основные церемонии по поводу главного на этой неделе события 70-летней давности проходили на месте бывшей базы императорских ВМС в городе Курэ, где в 1942 году был сдан в строй крупнейший в мире линкор «Ямато» полным водоизмещением 72.810 тонн и длиной почти 244 метра. Своими 18-дюймовыми орудиями он мог поражать цели на расстоянии 42 километра. Суперлинкоры предполагалось пустить в серию — они должны были превосходить по мощи любой американский корабль и компенсировать тем самым то, что Вашингтон благодаря своему экономическому и техническому потенциалу имел возможность построить куда более многочисленный флот.

Правда, японцы успели после «Ямато» построить только его брата — «Мусаси». А ход войны на Тихом океане быстро показал, что исход морских сражений в первой половине 1940-х годов решал не калибр орудий линейных кораблей, а самолеты с авианосцев. Начальство в Токио стало с неохотой использовать суперлинкоры и не пускало их в дело почти до самого конца, когда война уже была фактически проиграна.

«Мусаси» решили бросить против авианосцев США, и он был потоплен американской авиацией в октябре 1944 года в ходе грандиозного сражения у Филиппин. Ну, а «Ямато» была уготована уж совсем безумная роль.

1 апреля 1945 года американцы начали штурмовать самый южный из крупных японских островов — Окинаву. Началось крупнейшее сражение последнего этапа Второй мировой войны, выиграть которое у японцев не было ни малейших шансов. Гарнизон Окинавы был обречен на гибель, поскольку капитуляция японской военной моралью все еще не допускалась. В надежде сорвать американский десант и ослабить обстрелы со стороны флота США Токио сделал отчаянную и безнадежную ставку на массированное использование смертников. В гигантского камикадзе было решено превратить и линкор «Ямато».

В сопровождении легкого крейсера и восьми эсминцев он был отправлен к Окинаве. Миссия была безнадежной с самого начала. Поскольку эскадра шла без воздушного прикрытия — прикрывать свои корабли японцам было уже нечем. Однако задачи перед линкором и его спутниками были поставлены грандиозные: беспощадно уничтожать у Окинавы американские корабли и потом встать у берега или выброситься на отмель, превратившись в неподвижные артиллерийские крепости. Которые должны были вести огонь до своего уничтожения американцами. Горючего «Ямато» дали в один конец — только до Окинавы. В точности, как летчикам-камикадзе.

Группе во главе с «Ямато» не удалось даже приблизиться к Окинаве — ее заметили подлодки США. 7 апреля против линкора и кораблей сопровождения было брошено более 300 американских самолетов, которые волна за волной атаковали японцев. Их зенитная артиллерия показала почти полную неэффективность. «Ямато» поразили по разным данным 10-15 торпед и от 7 до 13 авиабомб, и линкор затонул после взрыва (на фото) одного из артиллерийских погребов. На борту корабля было более 3,3 тысячи моряков — спаслись только 276 человек. Был потоплен крейсер сопровождения и большинство эсминцев. Всего жертвами этого многочасового расстрела с воздуха стало около 4 тысяч японцев.

Ничтожность американских потерь впечатляет: всего 10 самолетов и 12 человек их экипажа. В какой-то мере это стало символом бессмысленности сопротивления, которое, тем не менее, до августа 1945 года в Токио не осознавали, поскольку там всерьез готовились к коллективной общенациональной гибели.

История «Ямато» до сих пор волнует японцев. С одной стороны, это, конечно, воплощение безумия и жестокости милитаристских властей. Которые были готовы уготовить всей стране судьбу погибшего линкора. Но одновременно японцы чувствуют и огромное сочувствие к обреченным на смерть и погибшим морякам, ощущают некоторую зловещую романтику всей этой истории. О «Ямато» снимают фильмы, о нем пишут дущещипательные песни. О корабле даже создали фантастическую многосерийную анимационную ленту — в ней линкор поднимается из океанской пучины и превращается в могучий боевой звездолет, который защищает Землю от космических агрессоров.

А на самом деле «Ямато» остается там же, куда он погрузился 7 апреля 1945 года — на глубине 350 метров в Восточно-Китайском море не так далеко от южной оконечности японского острова Кюсю. Его нашли в 1982 году, но поднимать не собираются. В марте этого года группа американцев с помощью глубоководных аппаратов отыскала и линкор «Мусаси» — он лежит на дне у Филиппин в море Сибуян на глубине в полтора километра. Вместе с этим огромным кораблем погибли более тысячи человек его команды.

По меркам советско-германского фронта, конечно, это ничтожные цифры. Впрочем, тихоокеанскую кампанию вообще не сравнить по числу потерь с боями в Восточной Европе. Сегодня, кстати, император Японии Акихито вместе с императрицей Митико отправился отмечать новую дату — поклониться жертвам боев на территориях, которые ныне принадлежат крохотному тихоокеанскому государству Палау. Один из островков там защищал 11-тысячный японский гарнизон. Погибли 10,6 тыс солдат и офицеров. В плен угодили лишь раненые, не способные сопротивляться.

Американцы же благодаря подавляющему превосходству в вооружениях потеряли 1,7 тысячи бойцов. В сущности, это была еще одна история с гибелью линкора «Ямато», только повторенная на суше. Кстати, в джунглях одного из островов нынешнего государства Палау аж до марта 1947 года бродил отряд из 34 последних солдат погибшего гарнизона, продолжавших нападать на американцев. Они сдались только после того, как на остров приехал отставной японский адмирал, который убедил их в том, что император еще в августе 1945 года принял решение о капитуляции и приказал войскам сложить оружие.

От «Мира каратэ». Знатоки считают крейсер «Ямато» самым красивым кораблем ХХ века.

см также:

Гибель крейсера «Ямато» на youtube

Нисеи - «маленькие железные люди» из "батальона пурпурных сердец"

Непохожие японцы

Подвиг моряков крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"


Контактная информация: ylk@iskratelecom.ru