Мир каратэ: главная

Подвиг моряков крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"

2014-02-08

Жизнь - Родине, Душу - Богу, Честь - никому.

Девиз на полях вахтенного журнала "Варяга"

26 января (8 февраля по новому стилю) 1904 года японская эскадра блокировала в нейтральном корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец"

Командующий японской эскадрой контр-адмирал С. Уриу предложил русским морякам сдаться, иначе они будут атакованы на рейде, что привело бы к разрушениям и жертвам - в порту находилось большое количество иностранных судов.

Ранним утром 27 января 1904 года (9 февраля) капитан крейсера Варяг" В.Ф. Руднев объявил офицерам о начале военных действий. Общее мнение офицеров - прорываться, а в случае неудачи - взорвать корабль, но ни в коем случае не сдаваться врагу.

В 10.45 В.Ф. Руднев обратился с речью к команде, выстроенной на палубе. Сообщив о японском ультиматуме, капитан сказал: "Никаких разговоров о сдаче быть не может - мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови". Моряки "Варяга" поддержали речь командира громовым "ура". С таким же воодушевлением встретила известие о бое команда "Корейца".

Команды иностранных кораблей, построенные во фронт на палубах своих кораблей, под российский гимн отдавали дань мужеству русских, шедших в безнадежный бой.

"Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть", - писал потом в донесении капитан французского крейсера.

И действительно, невозможно было сомневаться в исходе этого боя. Русскому бронепалубному крейсеру и канонерской лодке японцы противопоставили пятнадцать боевых кораблей: броненосный крейсер "Асама", бронепалубные крейсеры "Нанива", "Такачихо", "Чийода", "Акаси", "Нийтака", посыльное судно "Чихайя" и восемь миноносцев.

Японский адмирал сигналом предложил сдаться, но капитан "Варяга" не счел нужным отвечать, и тогда, в 11.45, с крейсера "Асама" грянул первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь.

Русские корабли энергично отвечали. Бой продолжался более часа. Огнем "Варяга" был потоплен один из миноносцев и повреждены четыре японских крейсера "Асама", "Такачихо", "Чийода" и флагман "Нанива". Но и наши корабли получили тяжелые повреждения. Крейсер начал гореть. Положение "Варяга" казалось безнадежным.

Японский командующий, заметив бедственное положение русских, поднял сигнал "Всем повернуть на сближение с противником". Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий. Руднев приказал лечь на обратный курс. Бой закончился. Русские корабли вернулись в порт.

Командир французского крейсера "Паскаль" Виктор Сенэ, взошедший на борт "Варяга" сразу после боя, впоследствии вспоминал: "Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне: палуба залита кровью... Ничто не избежало разрушения..."

О продолжении боя не могло быть и речи. Согласившись с мнением военного совета, Руднев приказал разместить раненых и команду на иностранных кораблях, а крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец" уничтожить....

Бой и гибель "Варяга" восхитили даже противника, который считал, что российские моряки поступили по канонам самурайской чести, и для японских солдат этот подвиг является безусловным примером для подражания. После русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев "Варяга" и наградило капитана Всеволода Фёдоровича Руднева орденом "Восходящего солнца".

Экипажи русских кораблей были вывезены иностранными стационерами в Шанхай, а оттуда на нейтральных транспортах отправлены в Россию. Моряков "Варяга" и "Корейца" с триумфом встретили в Одессе. Специальный поезд провез героев по стране, а на каждой станции их ждал восторженный прием.

См. также: Русская элита. Генерал Н.Н. Раевский с сыновьями


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru