Мир каратэ: главная

Информация - путь к развитию

Психология каратэ

2006-11-03

Николай Михайлов, психолог, 3-й Дан каратэ

В этой заметке я хочу кратко остановиться на некоторых вопросах моральной и психической регуляции сознания адептов каратэ, которым, к сожалению, уделяется так мало внимания и времени в повседневной практике.

Довольно часто приходиться сталкиваться с юношами, видящими в каратэ лишь некий инструмент кардинального физического воздействия на оппонента. И если первые годы обучения, в основном благодаря дисциплине, позволяют сгладить физическую “ершистость”, то невнимание или неспособность к морально-психической регуляции состояния ученика являются обычным явлением.

В каратэ, как и в других видах боевых искусств, одна из важнейших целей учителя, особенно на начальном этапе духовного воспитания ученика, состоит в том, чтобы доказать ему, что своим самым серьезным и опасным противником является он сам.

У японских буси известен своеобразный прием при проверке уровня психической концентрации воина, так называемый “поединок сердец”, в ходе которого соперники садились друг против друга и начинали психологический поединок, в котором проигрывал тот, кто не выдерживал и выхватывал меч первым. Роль и значение психологической подготовки особенно ярко выражены в кюдо, где наиболее важным и ценным достижением считается не столько попадание стрелы в цель, сколько “искусство без стрельбы”, открывающее посредством особых приемов психической саморегуляции путь к психологическому и духовному совершенству.

В этой связи мне хотелось бы обратить внимание на парадоксальную и для многих непонятную проблему “миролюбия” каратэ. Оставив этическую ее составляющую на потом, замечу, что с психофизической точки зрения это миролюбие выглядит еще более странным, поскольку означает, что “отставая, приходишь первым”. Речь здесь на самом деле идет о максимально продолженном сохранении выдержки, которая при прочих равных условиях давала защищающемуся не только моральное, но и психофизическое преимущество. Здесь можно видеть одну из тайн истинного мастерства, когда его адепты предпочитали не наносить удара первыми, предоставляя агрессивному противнику возможность попасть в ловушку и выдать свою недостаточную психическую подготовку, а, следовательно, заведомо проиграть поединок.

Прекрасно иллюстрирует достоинства этого вида искусства широко известная благодаря фильму незабвенного Брюса Ли история, произошедшая с мастером Бокудэном:

Однажды Бокудэн переплывал озеро Биуа в большой весельной лодке. Среди попутчиков выделялся свирепого вида бродячий самурай-ронин, который вел себя крайне вызывающе, кичился свои искусством фехтования, уверяя, что ему нет равных. Вокруг него собрались благородные слушатели, и лишь Бокудэн подремывал в стороне. Подобное отношение не могло не затронуть самолюбия выскочки. В конце концов он подошел к Бокудэну, потряс его за плечо и нагло заявил:

- Эй, у тебя тоже есть пара мечей, почему молчишь?

Тот спокойно ответил:

-Мое искусство отлично от вашего. А заключается оно не в том, чтобы победить, а в том, чтобы не быть побежденным.

Это заявление еще больше разожгло самурая:

- Что же это за школа?

- Ее можно назвать школой “пустых рук”.

- Зачем же тогда тебе меч?

- Дело в том, что я держу его для борьбы с себялюбием, но не для убийства.

Вне себя от возмущения самурай, с трудом сдерживаясь, воскликнул:

- Так ты действительно собираешься сразиться со мной без мяча?

- А почему бы и нет, - последовал отрешенный ответ мастера. Нетерпеливый боец тут же потребовал грести к берегу, но Бокудэн предложил пристать к какому-нибудь островку, где можно было бы сразиться, не привлекая внимания и без лишних свидетелей. Ронин согласился, и когда они подошли к острову поспешно прыгнул за борт, выхватил меч и стал ожидать соперника. Бокудэн нетеропливо вручил свою пару мечей лодочнику, всем видом давая понять, что готов последовать за дуэлянтом, но вдруг, схватив весло, резко оттолкнул лодку от берега. Через пару секунд лодка ушла с мелководья, оставив разъяренного ронина в гордом одиночестве.

- Такова моя школа “побеждать без мяча”, - заметил Бокудэн.

Пожалуй, все ученики проходят через стадию “агрессивного петуха”, скорее всего из-за чрезмерного стремления быть или стать чем-то другим. Агрессивность проявляется прежде всего тогда, когда Эго (Я) испытывает ощущение пустоты и одиночества. В свою очередь, пустота и одиночество открывают дорогу страху. Преодолеть страх становится возможным во многом только при помощи внимательного учителя, если осознать, чем ты реально являешься в настоящий момент. Драма молодого, неокрепшего духом разума заключается в том, что он постоянно излучает желание быть чем-то иным, что, во-первых, все более уводит от реальности, а, во-вторых, продолжает стимулировать агрессивность. Только поняв все это, можно понять достоинства неагрессивности и действительно встать на путь силы.

Контактная информация: ylk@iskratelecom.ru