Мир каратэ: главная

Женщины-самураи

2012-06-19

В составе слово "самурай" - два иероглифа: 侍 ("служить") и 武士 ("воин").

Употребление выражения «женщина-самурай» является неправильным, так как второй иероглиф применим только по отношению к мужчинам. Поэтому для женщин использовался термин онна-бугэйся (яп. 女武芸者).

Возможно, словосочетание женщина-воин звучит странно, особенно, когда речь заходит о столь консервативной стране, как Япония, где, на первый взгляд, роль женщины в истории незначительна. Конечно, распространенное мнение о том, что японские женщины робкие, молчаливые и практически бесправные, не лишено оснований. Но так было далеко не всегда. В средние века в Японии главенствующим строем общества был матриархат, и женщины, считавшиеся потомками богини-солнца Аматэрасу, принимали участие в сражениях наравне с мужчинам.

По мере распространения конфуцианства в японском обществе все более возрастало мужское влияние, а роль женщины в семье самурая сводилась к поддержанию семейного очага и воспитанию детей. Однако воспитывать ребенка требовалось в духе бусидо, а чрезмерная материнская любовь вообще не поощрялась, поэтому женщине требовалось помимо всего прочего прививать дисциплину. Кроме того, в случае внезапного нападения женщина должны была уметь защитить свой дом. Поэтому многие женщины из семей самураев были обучены владению некоторыми видами оружия. Такие женщины именовались букэ-но-онна (武家の女) - "женщины из клана букэ (буси)". В данном случае для обозначения клана самураев используется безотносительный к полу термин букэ. Этот термин не означает, что женщина реально участвовала в битвах наравне с мужчинами, а лишь говорит о её происхождении и о том, что она получила традиционный для женщины самурайского класса минимум знаний в рукопашной борьбе и фехтовании.

В отличии от букэ-но-онна, онна-бугэйся - это женщины-воины, принадлежащие высшему классу. Это женщины, которые наравне с самураями являлись членами данного класса, проходившие специальное обучение владению оружием - нагинатой, кайкэн ("короткий кинжал"), копьём яри, цепями и верёвками. Вместо катаны они использовали танто ("короткий меч"). «Обычным для оружия местом хранения было место над дверью в жилище, так как таким образом женщина получала возможность использовать его против атакующих врагов или любого незваного гостя, проникшего в дом ...а кайкэн всегда находился при ней - в рукаве или за поясом. Кайкэном можно было наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью. Этот нож вручался ей в день достижения девушкой-самураем совершеннолетия (в 12 лет) согласно ритуалу».

Как и мужчины, они имели право мести и обязаны были хранить честь семьи и свою собственную. Ритуальное самоубийство (дзигай) было распространено ровно так же, как и мужское сэппуку. Разница заключалась лишь в том, что женщина перерезала себе горло, а не живот, как принято у мужчин. Особенностью женского ритуала было непременное связывание лодыжек, дабы после кончины не выглядеть непристойно. Иногда самоубийство использовалось как акт протеста против произвола господина или даже вариант мести.

Когда возникала реальная угроза попасть в плен к врагу, они не только решительно принимали смерть от рук родственников мужского пола или их командиров, но и сами убивали мужчин, если по какой-то причине они не могли или не желали совершить ритуальный акт и не щадили в такой ситуации ни себя, ни своих детей.

Честь клана и звание самурая часто было для онна-бугэйся более почетным, чем звание жены. Таким образом, верность клану превосходила верность мужу. На протяжении многих веков образ онна-бугэйся являлся грозным символом консерватизма и преданности клану.

Подобное положение сохранялось в XI-XVII вв. В начале XIII века были приняты законы, которые дали женщинам равные права наследования с братьями и право завещать имущество. Однако к XVII веку уважение к женщинам в самурайских родах заметно уменьшилось. Тем не менее, стойкость духа и привычки к обучению в самурайских семьях сохранялись еще долгое время.

Знаменитые онна-бугэйся

Томоэ Годзэн (1157-1247) - наложница главного героя «Хэйкэ Моногатари» Минамото но Ёсинаки.

Ходзё Масако (1156-1225) - жена Минамото но Ёритомо, после смерти мужа ушла в монастырь и стала известна как «сёгун-монахиня».

Хангаку Годзэн - командовала 3000 воинами при обороне от 10000-ной армии клана Ходзё. Но оборона была провалена - Хангаку ранили стрелой и захватили в плен. Её отвезли в Камакуру, где она была представлена сёгуну Минамото и встретилась с Асари Ёсито, который влюбился в Хангаку и добился разрешения сёгуна жениться на ней.

Накано Такэко (1847—1868) — принимала участие в обороне замка Айдзу после падения сёгуната Токугава, погибла в бою.

по материалам интернет изданий, перевод С.Свадковской

См. также: Женские дуэли. Так все начиналось.

Буракумин. Страница японской истории, скрытая от глаз иностранцев


Контактная информация: karateworld@karateworld.ru