Мир каратэ: главная

Информация - путь к развитию

Портрет месяца. Лусио Маурино. Часть 2

2012-02-12
ПРОДОЛЖЕНИЕ

переведено и опубликовано с сайта c официального разрешения автора Джесси Энкампфа

Lucio Maurino: Как я уже говорил, существует пять очень важных элементов, которые мы должны учитывать в процессе тренировки. Особенно в ката. Первый, как мы уже отметили, - Техника. Второй элемент - Мощь, которая определяется как произведение силы и скорости. Многие думают, что мощь - это то же самое, что и скорость, но это не так. Третий элемент - Кимэ. И на этом стоит остановиться поподробнее, так как в боевых искусставах, будо и каратэ существует великое множество интерпретаций японского слова "кимэ". Но для Спортивной Науки все по-другому, потому что в спорте мы должны говорить на одном языке. Это очень забавно, потому что каждый раз, когда я провожу семинар, я спрашиваю: "Что такое кимэ?". И у каждого есть свой ответ. У каждого! Вот, например, что такое кимэ для тебя, Джесси?

Jesse: Для меня? Ну, это просто ... остановка

LMОстановка. Да, но мы должны идти глубже... биомеханически

J: Хорошо...это сокращение мышц в момент окончания технического действия.

LM: Мы все же должны определить точно, что мы подразумеваем под сокращением. Позволь мне объяснить: кимэ - короткое изометрическое нервно-мышечное сокращение. Вот и все! Конечно, это с научной точки зрения. Кимэ - лишь небольшое изометрическое сокращение, являющееся следствием изотонических сокращений - сначала мы двигаемся, потом останавливаемся.

J: Совершенно верно.

LM:Мы останавливаемся, двигаемся, а затем опять останавливаемся. Это движения ката. Движение, остановка, движение. остановка...и чем быстрее вы двигаетесь, тем лучше. Таким образом, очень важно понимать, что ускорение - это центральный пункт тренировки. Но подумайте вот о чем: вы начинаете с остановки...затем вы делаете движение...затем вы делаете другое изометрическое сокращение. На каждую последовательность у вас есть два изометрических сокращения и только одно движение. Таким образом, соотношение между кимэ и ускорением...

J: 2 к 1

LM: Два к одному. Да. небольшой секрет...

J: Очень интересно.

LM:Очень интересно. да! Возможно я сказал немного лишнего... /смеется/...

J: Я обещаю не публиковать этого!

LM: Нет, нет, все в порядке...но давай продолжим с нашими пятью элементами. Мы уже говорили о Технике, Мощи, Кимэ, так? Затем у нас идет, Ритм, который очень важен! Хотя многие люди не могут дать ему определение, по сути, оно очень просто. Ритм - это порядок вещей. Все, что вы видите вокруг себя имеет ритм. Когда мы идем вверх по лестнице, у нас есть ритм. Когда мы едим, у нас есть ритм. Когда мы размещаем вещи на рабочем столе - бумаги, карандаши, ключи - вещи имеют ритм. Порядок. Каждый раз, когда вы двигаетесь, у вас есть ритм. Это понятно? Таким образом, эта способность очень важна для тренировки. Я думаю, что она обязательна должна быть у топ-спортсменов и они всегда должны тренировать эту способность - Ритм.

J: Так как же тренировать ритм?

LM: Есть много способов улучшить эту способность. Например, посредством тренировки координации. И исходя из моего опыта, используя музыку. Невероятно... невероятно, но я начал именно с этого исследования для моей первой научной степени, основываясь на тезисе увеличения координационного потенциала в области использования ритма. Это привело меня к внедрению музыки в каратэ. Естественно, меня сразу же начали критиковать все! Говорили: «Это невероятно! Ты сумасшедший! "Но, как мы уже говорили ранее, когда вы являетесь пионером в чем-либо, нужно много времени и убедительности, чтобы заставить людей понять и принять ваши идеи.

J: И как же эволюционировала твоя идея "каратэ с музыкой"?

LM: Ну сейчас подобная вещь в Италии очень популярна. И это называется звуковое каратэ (сенсей Маурино является исполнительным директором/основателем большого проекта, включающего в себя Искусство в спорте и Звуковое каратэ, где каратэ сопровождается музыкой). Любопытно, что изучая историю появления каратэ на Окинаве, я обнаружил, что они тоже использовали музыку при исполнении ката. От сенсея Тагучи (годжо-рю) я узнал, что они создавали музыкальные ката с древними музыкальными инструментами для девушек и детей! /смеется/ Невероятно!

J: Интересное наблюдение...

LM: Очень часто то, что люди называют "традиционным", оказывается более современным, чем сама современность. Урок заключается в том, что когда в своих исследованиях вы заходите слишком глубоко, вы часто находите именно то, что вам было нужно. Или иногда подобные открытия дают вам подтверждение того, о чем вы знали раньше только на уровне интуиции.

J: Мне это чувство очень знакомо!

LM: Возвратимся к нашим пяти элементам каратэ и ката: пятая и последняя составляющая - это Выразительность - способность сообщить вашему телу то, что вы хотите сообщить. Ваше тело становится пером, а окружающая действительность холстом, на котором вы вырисовываете свои движения. Выразительность - также очень важный элемент.

J: А что же тогда по поводу командных ката?

LM: Да. это другое. Для индивидуального ката выразительность - пятое и последнее составляющее. В командных ката - пятым и важнейшим элементом является синхронизация. И необходимо знать, что в синхронизации есть много других важных моментов, которые нужно проанализировать, но все начинается с первого элемента, который, как мы уже знаем...

J: ...Техника

LM: Потому что если в команде существует хоть малейшее расхождение в движениях, с синхронизацией всегда будет большая проблема. Вот почему всё и всегда начинается с техники.

Подводя итоги, скажу, что перечисленные 5 элементов - важнейшие составляющие, которым необходимо уделять самое пристальное внимание, когда вы начинаете заниматься каратэ...особенно ката.

J: Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь так разбирал каратэ, как ты! Потрясающе! Так что же по-твоему отличает хорошего каратиста от великого?

LM: Я всегда отвечаю на этот вопрос таким образом: разница в деталях.

J: Продолжай...

LM: Детали имеют значение. Во всем.

J: Например?

LM: Например, когда вы переходите из детского возраста к подростковому и начинаете более серьезно тренироваться, и, выполняя ката, вы начинаете думать больше о том, как произвести впечатление своим ката. Но когда вы выходите на мировой уровень, вы перестаете думать об этом и вы сами становитесь на место "ката" - вы начинаете использовать ката как способ выразить себя.

J: То есть, используете ката, вместо того, чтобы оно вас поглощало?

LM: И вы становитесь ката. Это очень важно.

J: Какую же роль играют "детали" в психологической составляющей?

LM: Это не маловажная, а очень важная деталь!! Собственно, это именно то, на что я обращаю особое вимание на соревнованиях. Например, находясь в разминочном зале, вы видите вокруг себя много хороших спортсменов. Вы даже, может, думаете "А ведь этот парень может меня переиграть"...в то время как на татами, во время выступления, его исполнение ката может быть совершенно другим (плохим)! Вот почему я говорю, что не бывает "лучших". Может быть лучший в какой-то опрделенный момент времени, но не всегда. В общем, я хочу сказать, что психологический подход к соревнованиям очень важен.

J: А есть какие-нибудь конкретные рекомендации?

LM: Нужно соревноваться только для собственного удовольствия, чтобы донести что-либо или выразить себя...и только тогда вас ждет успех... К сожалению, многие сегодня участвуют в соревнованиях лишь для того, чтобы потом говорить: "Я чемпион! Посмотрите на меня - я хорош!" Это не путь.

J; Я согласен на 110%.

LM:Как я говорил ранее, мне много пришлось работать над психологической составляющей в каратэ. Я даже прибегал к помощи профессиональных психологов. Вот почему сегодня я хочу поделиться с людьми своими занинями о другом каратэ.

J:"Другое каратэ"? Объясни...

LM: ... /продолжая мысль/ ...именно поэтому я построил себе это традиционное, а не спортивное додзе. Почему? Потому что, несмотря на то, что соревнования - это хорошо, очень немногие люди могут вынести что-то полезное из этого. Сегодня общество сильно изменилось - так, в годы моей юности, если я проигрывал на соревнованиях, это было столь важно. Сегодня же победа на турнирах приобрела огромное значение, как для самих спортсменов, так и для их родителей. И я считаю. что если мы продолжим в том же духе - мы перестанем развиваться. Только представьте себе - вы на протяжении 10-15 лет делаете только соревовательные ката, причем одни и те же! И ничего более - ни кумитэ, ни бункай, ни кихон, ни самооборона...ничего подобного! Одно и тоже на протяжении многих лет! Я думаю, что таким образом мы не способствуем развитию всестороннего, функционального и социально эффективного каратэ. Вот почему сегодня я хочу поделиться с людьми, особенно с детьми, другим каратэ...

J: которое...?

LM: ...которое является каратэ для жизни. А не каратэ для соревнований. За мои 15 лет преподавания каратэ, я заметил, что я выполнял свою работу на отлично касательно спортсмена...техники...тренировочного процесса...но не личности. Вот почему я принял решение не преподавать больше многим моим лучшим ученикам. Потому что я считаю, что, если ты совершенствуешь только свои навыки, свои физические способности, но не разум и характер, ...то ты занимаешься не каратэ.

J: А чем же тогда?

LM: Спортом, похожим на каратэ, но не каратэ.

J: И каким же образом ты обучаешь подобной духовности, ментальности в каратэ? Например на сових занятиях?

LM: Ну к примеру, уделяю большое значение дыхательным упражнениям, медитации, визуализации, отношению между партнерами (не соперниками) по тренировке. Кроме того, стараюсь развить более глобальный подход к видению каратэ. Объясняю и обучаю различным стилям и древним подходам.

J: Звучит здорово! И каковы результаты?

LM: На самом деле, невероятные! Всего за несколько месяцев у меня произошли значительные улучшения с некоторыми моими учениками. Не столько в их навыках, сколько в манерах. И родители стали говорить мне, что с их детьми происходит "что-то невероятное!" /смеется/. И я думаю, что именно это важно. И только после построения данной основы можно думать о соревованиях.

J: Так почему же у нас сейчас существует подобная проблема, как ты думаешь?

LM: Потому что сегодняшние преподаватели каратэ - это технари, тренера в прямом смысле слова. А не сенсеи. Не учителя. Они думают только об одном: "Этот парень будет хорошим спортсменом для моего клуба", и тогда их клуб будет известен и они смогут давать семинары и получать деньги.

J: Возвращаясь к психологической стороне в обучении, мог бы ты порекомендовать какие-нибудь конкретные упражениня для улучшения концентрации? Будь то на соревнованиях по каратэ, в школе, на работе...

LM: Ну, во-первых, важно понимать, что мы подразумеваем под концентрацией, каковы наши намерения. Есть замечательное высказывание Сунь-Цзы: "Чтобы понять сложный поток энергии, необходимо быть сосредоточенным внутри и следить за тем, что происходит снаружи". Закреплять внимание на одной точке. Шаг за шагом.

[В этот момент сенсей Маурино показывает мне на своем ноутбуке слайд, описывающий три способа концентрации. см.ниже]

Так рисунок 1 показывает пример того, когда вся ваша энергия и внимание направлена наружу. Это никуда не годится. На рисунке 2 вся ваша концентрация находится внутри, как при медитации. На данный момет, это тоже не очень хорошо. Наиболее правильный вариант, который мы, например, должны использовать на соревнованиях, показан на рисунке 3. Определение - здесь и сейчас. Вы должны бодрствовать мысленно и быть сосредоточены только на вашей цели. Это то, что мы называем фокусировкой. И существует метод для её достижения.

J: Расскажи...

LM: Первое, что необходимо понять - это то, что всё начинается с дыхания. Дыхание - единственный способ сообщить энергию своему телу. Дыхание - это связь между энергией и телом. Вот почему многие сегодня говорят о том, что надо дышать, но мало кто моежт объяснить как это сделать правильно. Так, существует много вариантов, когда речь идет о дыхании специально для ката - вы должны дышать так, вы не должны дышать, надо дышать тихо, вы должны дышать с придыханием ... Но всё очень просто: вы должны дышать. Вот и всё. Как вы дышите в обычной жизни, но вы должны дышать Это единственный способ, которым вы можете подключить ваше тело и ум к своему духу. Дыхание - это связь. И к тому же очень хороший помощник в тот момент, когда вы находитесь под давлением - наряду с визуализацией. Наконец, последнее, что по этому поводу, что мы должны понимать, что мы называем возбуждение. Это психосоматическое нейроактивация человеческого оганизма, которая обычно происходит в определенных ситуациях вашей жизни, таких как, например, соревнования или опсная ситуация.

[В этот момент сенсей Маурино показывает мне довольно известную картинку - кривую Йеркса-Додсона, описывающую оптимальный уровень стресса для достижения пика формы]

Ссылка на ресурс

Это то, что мы называем потоком [пункты в верхней части кривой]. Очень важно знать, что мы должны всегда сохранять этот пик, для наилучшего исполнения. Чемпион понимает, когда он начинает опускаться вниз по кривой, и он поднимает себя снова. В нашей команде ката у нас есть особый метод для дыхания и визуализации, который немного отличается от индивидуальной дыхательной техники, потому что когда вы высупаете в команде, очень важно создать синхронизированную связь между тремя членами. Перед выступлением, за пределами татами, мы синхронизирем наш дух, образ мыслей и дыхание. А уже затем на татами мы наконец-то можем синхронизировать наши тела.

J: Можешь рассказать о каких-либо своих способах концентрации в ответственный момент?

LM: Когда я еще участвовал в индивидуальных соревнованиях по ката на Чемпионатах Мира и когда я в финале делал Сочин, я на протяжении нескольких месяцев работал со спортивным психологом. Это было году в 1996. Этот психолог жил на Сицилии и дело было в зимнее время. Однажды после тренировки, он сказал мне, что нам необхидмо съездить к одному из его друзей. Мы находились в горах, и было очень холодно. И везде лежал снег. Тем не менее, после тренировки, на обратном пути домой, когда была уже ночь и не было видно даже луны, он неожиданно остановил машину на горной дороге и сказал мне: "Выходи. Я хочу показать тебе кое что". И когды мы вышли из машины, он сказал мне: "Лусио, сейчас у нас будет еще одно занятие. Ты должен сейчас выйти на снег и показать мне свое самое лучшее исполнение Сочина". Я был одет в кимоно и стоял перед ним в недоумении: "Вы с ума сошли! Там же темно и холодно! Я просто-напросто заболею и всё." А он добавил: "И выполнить ката ты должен без обуви. И не беспокойся о том, что заболеешь. Всё будет в порядке". И так как он был моим наставником на тот момент, мне пришлось его послушаться. Выполняя ката, я вспомнил все психологические приемы, которые мы с ним отрабатывали за весь наш период обучения. И это было что-то невероятное!

J: В каком смысле?

LM: Это было невероятно. потому что то исполнение осталось со мной на всю мою последующую спортивную карьеру! Тот опыт закрепил все мои чувства в ката Сочин - запах ночи, снег под моими ногами, звкуи...всё! Каждый раз, когда я потом делал Сочин на соревнованиях, я автоматически вспоминал тот невероятный сильный опыт. И почему же это так важно? Потому что, в такие ответственные моменты, как выполнение ката на соревнованиях, если ваш разум связан с более ранним и более сильным воспоминанием, невозможно думать о таких тривиальных вещах, как: Все ли у меня в порядке с равновесием? Достаточно ли сильны мои удары? Не поскользнусь ли я? и т.п. Память настолько сильна, что она берет на себя все ваши чувства и настрой. Понимаешь?

J: Конечно!

LM: И это очень важно - подключать опыт. Особенно такой опыт, который очень силен и конкретен. Однако сейчас, моя идея выполненя ката больше связана с моими внутренними чувствами, нежели с опытом. Как я говорил выше, надо самому "стать" ката.

J: А для тех, кто не имеет возможности тренироваться в заснеженных горах или других сильных эмоциональных местах, что еще ты можешь предложить?

LM: Очень хороший прием - представлять, визуализировать технику, которую ты будешь выполнять в следующий момент времени. Например, когда делаешь рей (поклон), представлять, как будешь делать первое движение, когда делаешь первое движение, представляешь второе и так далее. Таким образом ваш разум ожидает последующего движения. Вы как будто проживаете предстоящий опыт. Так что если в вашем воображаемом опыте что-то пошло не так, у вас есть возможность исправить это физически. Понимаешь, о чем я?

J: Да, но мне представляется это сверхсложной задачей.

LM: Да, вначале это очень сложно. Но по прошествии времени, ты будешь делать это "на автомате". И в результате, ты сможешь представлять второе, третье, четвертое движение и всё ката вцелом уже в момент поклона.

J: Что? Это же полное безумие! Ты всегда так делаешь?

LM: Да. конечно /выглядит удивленным/. Это происходит автоматчески.

J: Вау! Мой мозг отказывается понять это!

LM: Мой мозг делает это за меня. Но, естественно, это требует огромных трудов.

J: Могу себе представить!

LM: Но это так же дает впечатляющий результат!

Продолжение следует...

Перевод С. Свадковской


Контактная информация: ylk@iskratelecom.ru