Мир каратэ: главная

Информация - путь к развитию

Ката или кумитэ? Что важнее?

2011-08-26

Ранняя специализация в ката – преступление против психического здоровья спортсмена

В начале лета ко мне в группу пришел мальчик лет 11-12. В его клубе объявили летние каникулы, а он решил зря время не терять и позаниматься каратэ где-либо еще.

Мальчик как мальчик. За два года занятий каратэ дошел до 6 кю. Занимается стилем сетокан в московском клубе, название которого я никогда не слышал. Выполняет элементы базовой техники и первые три хияна с ошибками, типичными для ученика уровня 6-го кю. На мой взгляд, в выполнении техники присутствует некий механицизм, из чего я сделал вывод, что техника заучена без понимания сути выполняемого движения. Впрочем, все эти недостатки легко устранимы.

В общем, ничего особенного. Но я обратил внимание на его полную беспомощность в кумитэ. Он кое-как защищался, кое-как реагировал, но абсолютно не умел двигаться, не держал дистанцию, а на атаку реагировал с большим опозданием. Мальчик подтвердил мои сомнения и рассказал, что в своем клубе он по уровню выполнения ката где-то на третьем, четвертом месте, а в кумитэ у него не получается и, видимо, никогда уже не получится. Я с этим (про себя) согласился – если он останется в этом клубе, то драться он действительно никогда не научится.

Просвещенный читатель, несомненно, видел на соревнованиях спортсменов, более-менее правильно выполняющих ката и с гордостью получающих медали и грамоты за успехи в каратэ. Каждый из нас думал: «Интересно, а как ты, красавец, поведешь себя в бою?». Увидеть это невозможно, поскольку катисты никогда не заявляются в кумитэ. Справедливости ради следует отметить, что и бойцы, как правило, не участвуют в ката.

Этому есть готовое объяснение – для того чтобы побеждать в каратэ, нужно специализироваться в одном виде программы. Сомнительный тезис. Он применим только для спорта высших достижений, но у нас специализация (ката/кумитэ) существует с детских соревнований.

Кому же нужна ранняя специализация?

Юному спортсмену? Вряд ли. Он наверняка пришел в каратэ с намерением научиться драться. И быть надежной защитой для близких людей. Он и предположить не мог, что всю свою спортивною карьеру посвятит двум-трем ката.

Выходит, что ранняя специализация нужна тренеру? Безусловно, да. Как говорили древние – «ищи, кому выгодно». Куда как проще для результата «натаскать» спортсмена на гьяку цки (в кумитэ) или на бассай дай (в ката), а потом несколько лет получать с этого дивиденды.

А пробовал ли тренер задуматься о том, какие «черти» живут в душе его воспитанника?

Ребенок, занимающийся исключительно ката, со временем начинает понимать, что драться он так и не научится. Что его черный пояс ничего не стоит. Для своих школьных друзей он (пока) кумир, а если еще имеет и черный пояс, то полубог. Но его школьные друзья и не предполагают, что в бою он полное ничтожество, в «пиковой ситуации» не поможет, а только прилюдно опозорится.

Самое страшное, что катист не знает, когда наступит «день позора», но то, что он придет, спортсмен не сомневается, и живет с этим ожиданием постоянно.

Какая тема для диссертаций спортивных психологов!

В жизни бывает всякое. Пусть тренер подумает о том, что когда-нибудь его ученику придется защищать честь и достоинство (а возможно и жизнь) своей подруги. Что он будет делать? По примеру шварцевского короля шептать ей: «Потерпи, может быть все обойдется»? Или побежит? А если побежит, то вместе со спутницей или оставит ее на произвол судьбы?

Со временем такой спортсмен-катист начинает скрывать от друзей и близких свою причастность к миру каратэ. Он превращается в некую функцию, выполняющую набор технических элементов (ката) на соревнованиях.

А если у спортсмена остаются иллюзии о собственных ударных возможностях, то они развеются, и чем позже, тем с большей разрушительной силой для его психики. Много лет назад одна знаменитая спортсменка, специализирующаяся на выполнении ката Сито рю, рассказала мне о выступлении своей ученицы на соревнованиях в кумитэ. Девочка уже много лет успешно выступала на юношеских соревнованиях в ката и в какой-то момент они вместе решили, что их ждет такой же успех и в кумитэ. Последствия такого неподготовленного поступка оказались куда ужаснее спортивного результата – после выступления у девочки была истерика, а потом целый месяц депрессия. Выяснилось, что в бою она ничего не умеет. Для нее это было не просто разочарование, а крах иллюзий и позор, тем более что все произошло на глазах друзей.

Уверен, что тут есть большая педагогическая проблема. Спортсмены, выступающие в ката, все время подсознательно задают себе вопрос: «А как я выгляжу со стороны?». И боятся быть смешными и беспомощными. Эти комплексы не дают им права на ошибку – как это я нелепо шлепнусь в кумитэ после подсечки или промахнусь в ударе? Они привыкли к успеху и не готовы к поражению. И это сковывает. Нет в России чемпионов в ката, ставших впоследствии чемпионами в кумитэ. Их и в мире немного. Самым ярким, пожалуй, был бельгиец Лефевр.

Я ничего не имею против специализации в каратэ. Но на позднем этапе. Скажем, после 18 лет. В этом возрасте результаты, показанные на Чемпионатах России, имеют особую ценность, поэтому специализация оправданна. В таком возрасте специализация разумна и для спортсмена-любителя – учеба в институте или служебная карьера неизбежно ставят перед выбором. Но это добровольный выбор и всегда можно вернуться из кумитэ в ката или наоборот.

Мой личный опыт позволяет утверждать, что ранняя специализация в ката не только преступна по отношению к детям, но свидетельствует о непрофессионализме тренера. В юном возрасте спортсмены могут и должны выступать в обоих видах программы. Это будет благотворно сказываться на их физическом и психическом состоянии.

Для себя я с самого начала тренерской карьеры решил, что мои ученики будут выступать и в ката, и в кумитэ. И такой подход себя оправдал. Моя дочь 6 раз становилась Победителем Первенства России по каратэ WKF в кумитэ. Самый значимый результат она показала в 90-е годы на Первенстве России в городе Оренбурге, став в очередной раз чемпионкой в кумитэ и заняв второе место в ката. Сын повторил подобный результат на Открытом Чемпионате в Австралии.

Да и потом куда как эффективнее выступать на детских соревнованиях в нескольких видах программы – есть шанс забрать призы в нескольких видах программы. В свое время я привез на «Кубок Черного моря» в Одессу к Александру Негатурову всего двух учеников – Игоря Свадковского и Женю Поваляева. Спортсмены одного возраста. Они поделили все золото – один стал первым в кумитэ и вторым в ката, другой первым в ката и вторым в кумитэ.

И я не один такой тренер. Знаменателен в этом отношении был визит московских клубов на Чемпионат Мира по каратэ WKO в город Орландо (США). Московские спортсмены забрали практически все награды в четырех видах программы – в личных и командных ката и кумитэ. Каждый спортсмен привез минимум по две медали.

Я могу с ходу назвать фамилии так называемых «носителей школ» (в основном почему-то представителей Сито рю), которые за десятилетия своей «тренерской» деятельности не предъявили общественности ни одного сколько-нибудь приличного бойца. Я считаю это тренерской аномалией.

Молодежная лига каратэ несколько лет проводила турнир «Открытое татами» с определением рейтингов спортсменов по двум видам программы. В турнире принимали участие юные спортсмены из Москвы, Московской и Саратовской областей. В ката ребята работали отлично, благо у каждого был успешный опыт выступления на соревнованиях, а дрались так, что искры сыпались.

Это статья – не панегерик кумитэ и не охаивание ката. К «чистым кумитистам» у меня тоже много вопросов. Но я отношусь к ним с большим уважением – тренера по кумитэ делают великое дело, а не уродуют детей морально.

Что бы я посоветовал тренеру, который начинает замечать, что его ученик явно предпочитает ката и с явной неохотой работает в кумитэ? «Клин вышибают клином». Для начала сократите для него время работы в кихоне и ката, и увеличьте нагрузки в физической подготовке и продолжительность работы в кумитэ. В партнеры ему следует подбирать соперников разного уровня – как сильных, так и слабых. Сильным педагогическим приемом будет проведение на тренировках командных поединков (стенка на стенку) с обязательным включением катиста в одну из команд. В конце концов, не выставляйте его на соревнованиях в ката. Пока не исправите ситуацию и ваш ученик не почувствует уверенность в бою.

Ну а если Вы не можете поставить ученику приличное кумитэ, то Вам надо «завязывать» с тренерской работой с детьми. Займитесь преподаванием художественной гимнастики.

В.А. Свадковский

См. также:

Советы родителям

Бить или не бить? Вот в чем вопрос

Лара Льотта нокаутировала грабителя

Бельгийский дипломат-каратист сломал нос сотруднику милиции


Контактная информация: ylk@iskratelecom.ru