Мир каратэ: главная

Бить или не бить? Вот в чем вопрос

2011-05-27
«Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?»

Монолог Гамлета

(У. Шекспир, перевод Б. Пастернака)

Два года исследователи из университета Бергена (Норвегия) следили за пятью сотнями мальчишек в возрасте 10-12 лет, которые начали посещать спортивные секции бокса, борьбы, тяжелой атлетики и восточных единоборств. Оказалось, что в результате занятий спортом ребята стали чаще затевать драки, совершать мелкие кражи и прогуливать школу. По сравнению с одноклассниками, совсем не занимавшимися спортом или занимавшимися легкой атлетикой, начинающие спортсмены-силовики в пять раз чаще проявляют антиобщественное поведение.

Авторы работы подчеркивают: ухудшение поведения не связано с тем, что, как говорят многие тренеры, силовыми видами спорта интересуются в основном хулиганистые мальчишки. В этом исследовании поведение детей сравнивали до начала увлечения спортом и после поступления в секцию, так что вариант с исходно присущими особенностями поведения исключен. Причем любопытно, что портит поведение детей и тяжелая атлетика, где единоборство происходит только со штангой и антиобщественные черты характера вроде бы не должны воспитываться.

Мнение главного редактора

Неблагодарное занятие - комментировать научные сообщения. Но здесь «задета честь мундира». При всем моем уважении к норвежским исследователям полагаю, что исследование проведено не корректно. А данные, что уже есть, могут быть приняты российской общественностью исключительно «к сведению».

Мои тезисы:

- конфликт это совсем не плохо,

- количество конфликтов ничего не доказывает,

- способы разрешения конфликта имеют свои национальные особенности,

- у спортсменов-силовиков старше 12 лет, количество конфликтов существенно ниже, чем у обычных людей.

Конфликт это нормально

Обратимся к трудам великого гуру современной мировой педагогики Масару Ибуки, основателя концерна SONY. Лучше чем он не напишешь: «Ссоры развивают у ребенка навыки общения. Существуют различные причины несогласия между детьми…, но ссор без причин не бывает. Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить в нем чувства сотрудничества. Можно даже сказать, что вмешиваться в ссоры детей – значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе. У детей своя логика, и общаются они друг с другом по-своему. Здесь нет места взрослой логике. Если Вы будете рассматривать детские ссоры с точки зрения взрослых, пытаясь уговорить их, что драться нельзя и что тот, кто ссорится с другими, - плохой, ваш ребенок только замкнется в себе и обозлится. Ссоры – это первый урок жизни в коллективе».

Количество конфликтов ничего не доказывает

Норвежцы доказали, что дети занимающиеся силовыми видами спорта чаще других детей становятся участниками конфликтов. Так ли это плохо ?

Ребенок, начавший заниматься силовыми видами спорта, через какое-то время становится увереннее в своих поступках. Он не стремится, как прежде, избежать конфликта, а готов его разрешить здесь и сейчас. Для благополучной Европы это недопустимо. Для современной России такое поведение норма.

Пример из взрослой жизни. Как-то на меня, идущего по тропе к станции, вылетела из леса сильно запыхавшаяся пара – юноша и девушка лет 20. За ними гнался подвыпивший подросток, совершеннейший монстр весом примерно в 45 кг, ростом около 155 см. Он был сильно опечален международным проигрышем любимого футбольного клуба и в состоянии подпития гонял по лесу всех кого встретил. Таких выкидышей современной педагогики я часто встречал в подмосковных электричках. Они никогда не нападают по одиночке, всегда стаей. Но в этот день алкоголь сильно прибавил ему храбрости, да и вид убегающих жертв сильно заводил. Он начал мне что-то голосить про футбольных судей, но после первого же пинка, заверещав, исчез в чаще. Больше я его не видел. Вид униженной пары был невыносим и я на прощание посоветовал парню заняться каратэ.

С точки зрения норвежцев (и американцев и некоторых российских мамочек) поведение убегающего с дамой парня абсолютно нормально. Норвежец обратился бы к адвокату или вызвал полицию, а те примчались бы в любой, самый глухой норвежский лес.

Полагаю, что большинство россиян сочтет парня-беглеца трусом. Нормальный единоборец, даже ребенок, пошел бы на конфликт и принял бой, и, следовательно, пополнил бы контрольную группу с «антиобщественным поведением».

Способы разрешения конфликта

имеют свои национальные особенности

«Антиобщественное поведение» в России и благополучной Европе это, как говорят в Одессе, две больших разницы. Способы разрешения конфликтов тоже различны. В Норвегии человек пойдет в суд, в России ударит по физиономии, а в Иране, например, закапает кислоту в глаза.

В России люди с европейскими рафинированными нормами поведения могут и не выжить. Полиция к ним на помощь не придет или придет когда уже будет поздно. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поэтому и модели поведения разные. Русская жена австрийского миллиардера как-то рассказала общественности о том, что ее муж, великолепно водящий автомашину по Европе, в России становится совершенно беспомощным и за руль в Москве садится она.

Пример. Мой ученик из благополучной Барвихи регулярно попадал в конфликты с живущими по соседству детьми из южных республик. Бывают такие гримасы судьбы из серии «богатые тоже дерутся». Его мама, устав от бесполезной миротворческой миссии, нашла своему сыну тренера по каратэ. Права мама из Барвихи или нет? Полагаю, что да. Она же живет в России.

И последнее.

Норвежские дети, занимающиеся единоборствами, следуя вековым (инстинктивным) нормам поведения, чаще, чем любители вышивать бисером, попадают в конфликты. А прогулы в школе и мелкие кражи это уже последствия таких конфликтов. Поскольку ребенок в любом случае, независимо от того прав он или нет, обвиняется в антисоциальном поведении, ему ничего и не остается как доказать обществу, что он именно такой. Это уже педагогическая проблема.

Любопытно было бы вернуться к исследованию норвежской «антиобщественной группы» через несколько лет. Я уверен, что у взрослых спортсменов конфликты отсутствуют вовсе. Во-первых, занимающийся единоборствами знает себе цену, не разменивается по пустякам и вступает в конфликт тогда, когда его уже избежать невозможно. Во-вторых, он, как профессионал, знает, что против его силы всегда может найтись другая сила, что безусловно является сдерживающим фактором.

В. Свадковский

См. также:

Даже, если Цель достигнута - Путь не кончается

Советы родителям

Необходимая оборона

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru