Мир каратэ: главная

Массовость каратэ. От выживания к развитию

2006-10-10
Уважаемые поклонники каратэ! Мы с вами каждый день являемся очевидцами информационных успехов других видов спорта. Информация - это спонсоры, общественное признание, уважение значимых людей, реализация государственных программ. Но «мы чужие на этом празднике жизни». Наши руководители федераций пытаются бежать за паровозом большого спорта, но у них это получается плохо. Им хочется сидеть в кожаном кресле в большом кабинете и управлять процессом, хотя для этого нет никаких предпосылок.

На сегодняшний день мы не можем состязаться по популярности не только с баскетболом (о футболе лучше и не упоминать), но и, к примеру, с биатлоном. Финансовые обороты лучше не сравнивать. Думаю, что годовой оборот любой федерации каратэ сравним по размеру с ежедневным карманным расходом футбольного функционера.

Наши руководители найдут тысячи правдоподобных объяснений сложившегося положения вещей, и со многими я готов согласиться. Есть объективные обстоятельства, на которые мы пока не можем влиять: это и раздробленность каратэ, и отсутствие вменяемой государственной программы развития массового спорта, специализированных спортивных залов, оборудования, денег, в конце концов.

Я бы не отнес к объективным причинам наличие или отсутствие олимпийского статуса у каратэ - любимая отговорка наших руководителей, обещающих, что вот «ужо после олимпийского признания мы как заработаем, как получим много денег, и так будет всем хорошо». Ничего не изменится, никто ничего не получит. Пример, тхэквондо. Олимпийский вид спорта, а его не бывает на телеэкране даже в дни проведения Олимпийских Игр. А раз нет в телевизоре - нет спонсоров и нет денег для развития спорта.

Засилье в спортивных редакциях СМИ бывших футболистов я бы назвал национальной проблемой, поскольку показ российского футбола такого качества и в таком количестве рождает у нации комплекс неполноценности. Но это отдельная большая тема.

Словом, есть тысячи причин, чтобы ничего не делать, а пока развлекаться, выбирая себе в начальники очередного федерального министра с надеждой «а вдруг», проводить из года в год одинаковые турниры, на которых выступают все те же люди. Описанный нами «день сурка» российского каратэ продолжается.

Но критика критикой, а что все-таки мы можем сделать, что в наших силах?

Предложение простое. Мы должны реализовать то преимущество, которое пока еще имеет каратэ. Доступность простым гражданам. И реальная возможность вернуться к массовости.

Руководители большого спорта как заведенные твердят о массовости, но что мы имеем в действительности? Возьмем, к примеру, прекрасный вид спорта – волейбол. Сможет ли мальчик, живущий в московском Бирюлево, заниматься этим видом спорта? Хорошего уровня спортшкола в районе метро «Динамо». Если мальчику повезет, и он пройдет отбор, то сможет в течение нескольких лет приезжать тренироваться на стадион «Динамо», тратя ежедневно около 4 часов на дорогу. Ни о какой успешной учебе в школе или институте речи быть не может. Так что о массовости волейбола речи не идет, в спортшколы набирают тех, кто живет рядом.

И так со всеми видами большого спорта. Отсутствие массовости уничтожает конкуренцию. Поэтому так и ограничен приток новых спортсменов в национальные сборные команды по всем видам спорта (кроме, пожалуй, большого тенниса).

Федеральные спортивные руководители, говоря о необходимости развития массового спорта, делать ничего не будут. Зачем? «Над ними и так пока не каплет». Нужна им эта морока, к тому же не приносящая немедленных дивидендов. Гораздо проще и дешевле купить в клуб иностранного легионера. Поэтому и «убит» футбол, хоккей и баскетбол на уровне сборных страны, хотя финансовые возможности для массового привлечения людей к занятию спортом в этих видах огромные. У каратэ таких финансовых возможностей нет, следовательно, у нас нет причин не работать над увеличением числа своих поклонников. Наша бедность - залог предстоящего успеха, а победа в действительной массовости, а не мнимой.

Что мы имеем с каратэ? В радиусе получаса пешком от каждого московского дома есть несколько секций каратэ. Практически в каждой московской школе. Принимают, в отличие от того же волейбола, всех желающих.

Мы можем обеспечить массовость, тем более, что это наш единственный путь к победе.

Но мы до сих пор не воспользовались этим шансом. Настоящей массовости у каратэ нет. Более того, интерес к нашему виду спорта в последние годы существенно упал. К примеру, на последнем первенстве Москвы 2006 года по каратэ WKF в категории юниоров (спортсмены 18-20 лет) выступало всего 11 спортсменов (3 девушки и 8 юношей). Причины чисто субъективные, ментальные, так сказать.

Первое - менталитет руководителей. Наши начальники при каждом удобном случае врут, что каратэ занимаются миллионы. Это безусловное вранье, ведь если вы имеете за спиной миллион поклонников, то почему про это никто не знает? Почему вас не показывают по телевизору? Почему к вам не обращаются за помощью в реализации государственных спортивных программ? Почему вас не знают политики? Короче, почему страна про вас ничего не знает? Как говорят американцы: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?». За последние двадцать лет руководители федераций не предложили ни одной свежей мысли, хотя именно они в первую очередь должны быть обеспокоены повсеместным снижением интереса к каратэ как виду спорта.

Конечно, вранье терапевтически успокаивает руководителей и дает им возможность ничего не делать. Зачем развивать каратэ, если и так все отлично.

Зачастую они не знают наших с вами проблем (залы, аренда, сборы и т.п.), поскольку не опускаются до непосредственной работы со спортсменами и физкультурниками. Назовите действующего руководителя федерации каратэ, лично воспитавшего если не чемпиона Мира, то хотя бы чемпиона Москвы? Я таких руководителей не знаю. Тем не менее, они считают возможным руководить каратэ. Правда, тренировать они не умеют и денег на развитие спорта достать не могут.

Второе - наша общая ментальность. Миллионов поклонников у нас в России быть не может, поскольку все мы от руководителя до тренера унаследовали худший совковый спортивный менталитет – нам вообще не интересны неперспективные или возрастные спортсмены. Нам нужен немедленный и гарантированный результат. В этом мы похожи на представителей «большого» спорта.

Многие из нас достигли такого результата. Наши ученики стали победителями Европы и Мира. И что изменилось? Да ничего. Даже весь наш суммарный результат на каратэ не повлиял и более популярным его не сделал.

Сложившиеся стереотипы не позволяют поменять правила игры. Достаточно сказать, что принципы проведения в России (да и в мире) соревнований по каратэ никогда не менялись.

Что мы имеем сейчас?

Каждая федерация каратэ проводит по одному, два традиционных турнира в год. Как правило, это «отбор» на Чемпионат Европы или Мира, поэтому в нем принимают участие лучшие спортсмены. Но не каждый спортсмен станет лучшим в своей федерации, иногда он просто не успевает, уходит из спорта совсем. Лучшие спортсмены тоже уходят, потому что нет перспективы, и им надоедает однообразие. Я знаю великое множество бывших спортсменов, которые по 10 раз становились Чемпионами Москвы, но никогда не переступали выше этого порога. У них попросту не было такой возможности. В Москве каждый год проводится два, три типовых турнира. Уже двадцать лет одно и тоже. Ребятам просто надоело.

Физкультурникам, т.е. неперспективным или возрастным спортсменам, вообще податься некуда.

Я ни в коем случае не предлагаю менять правила проведения поединков. Руководители WKF в предвкушении предстоящего олимпийского статуса поменяли правила, полагая, что соревнования станут более телевостребованными. Однако результат нулевой, поскольку принципы проведения турниров остались те же.

Поскольку мы не сможем, в отличие от футбола, тряхнуть «мошной» и, проплатив телеэфир, «доставать» сограждан в прайм-тайм, значит нужно добиваться действительной массовости, а не мнимой. Если нас будет действительно миллион, то государство уже не сможет нас не замечать. Тем более, что каратэисты - люди активные, испытывающие интерес к происходящему, нравственно и физически совершенствующиеся. В конце концов, это избиратели.

Для достижения массовости мы должны, прежде всего, изменить свое отношение к спортсменам. Как это ни банально звучит, надо следовать общедемократическим ценностям, уважая людей, изучающих каратэ, как спортсменов, так и физкультурников.

Необходимо уважать право выбора спортсмена как на достижение высокого результата, так и на возможность реализоваться в других сферах человеческой деятельности, используя каратэ просто как средство укрепления здоровья. Мы должны проявить максимальное уважение к каждому спортсмену, независимо от его физических данных.

О каком уважении спортсмена можно говорить при нынешних принципах организации соревнований? Как правило, организаторы даже не считают нужным называть фамилию спортсмена и его тренера. Зачастую совсем юные спортсмены часами ждут своей очереди выхода на татами. Никого, кроме их родителей и тренеров, не интересует, выиграл спортсмен или проиграл.

Я же не говорю о том, что информация - это и дань уважения зрителям.

Зритель устает догадываться сам. Как ни противно организаторам, но зритель должен иметь максимум информации о статусе и уровне соревнований, о спортсмене, показываемых им результатах, его тренере, клубе, о правилах проведения поединков, в т.ч. оцениваемых действиях, принципах подсчета очков, наказываемых нарушениях. В конце концов, информация это реклама клуба.

Изменив отношение к спортсмену и давая ему возможность полностью реализовать свой потенциал, мы должны будем поменять и принципы проведения наших турниров. Дадим шанс каждому. Если физкультурник захочет проверить свой дух на соревнованиях, то пусть попробует. Конечно, на соревнованиях «спортсменов» он «пролетит» сразу. Значит надо проводить не одно или два соревнования в год, для избранных, а, по меньшей мере, десять, пятнадцать турниров. Для студентов, банковских служащих, милиционеров, журналистов, пенсионеров, детей, федеральных служащих, дворников, фермеров и пр.пр. Независимо от возраста. Люди должны приходить к нам навсегда, а не только для достижения конкретного результата.

Спортсмены же высокого класса должны выступать на соревнованиях любой федерации. Зачастую наши всероссийские федерации декларирует свои главные соревнования как Чемпионаты или Первенства России. А по сути - это чемпионат самой федерации, поскольку проводятся не среди сильнейших спортсменов страны, а только среди «своих». Конечно, никто не посягает на право руководителей формировать сборные команды из членов своей федерации, но это не должно мешать другим спортсменам страны принять участие в чемпионате. Во всем мире национальные чемпионаты проводятся в виде открытых турниров, а наши руководители все чего-то боятся. И постепенно наиболее заметные российские федерации превращаются в мелкие кланчики, где все из года в год распределяется между своими. Заранее известно, кто победит на российском турнире, кто поедет на Чемпионат Мира и как там выступит. И это называется «развитие и пропаганда каратэ в России».

Подводя итог, хочется напомнить старую истину: «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Пока поклонникам каратэ предъявить нечего. Если в ближайшее время ничего не изменится, то наша нищета гарантирована на десятилетия.

Задачу перехода от мнимой популярности к действительной смогло бы решить новое поколение молодых и амбициозных руководителей. Но их нет, и не предвидится. Как нет и альтернативы развития. В одиночку мы решим свои личные проблемы, но каратэ не поднимем.

Пока мы все проигрываем. И не пытаемся взять реванш.

В.А.Свадковский

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru