Мир каратэ: главная

О детях, родителях, каратэ и педагогике. Часть2

2010-05-31

Размышления детского тренера.

(Окончание)

О современной педагогической науке.

Я полагаю, что современной российской педагогике нечего сказать общественности. Как и всякая российская общественная наука, она не может не погрязнуть в методологии – изучении понятий, определений, принципов и т.п. «В условиях чистой социальности элемент научности в науке стремится к нулю» (А. Зиновьев). Во всяком случае, те педагогические опусы, что мне довелось изучать, оптимизма не прибавили.

Педагогика немыслима без государственной идеологии. Преподаватель должен знать, какой гражданин требуется государству. Но у современной власти нет идеологии, а раз так, то и нет спроса на педагогическую науку. Что, впрочем, не препятствует ее имитации.

Педагогические ВУЗы комплектуются по остаточному принципу, из неудачников, не поступивших в более престижные учебные заведения. Поэтому ждать сегодня новых практиков и теоретиков уровня Макаренко и Сухомлинского бессмысленно.

Качество педагогической науки в стране определяется квалификацией сотрудников детских домов. Ведь именно там педагогическая теория всего нужнее.

Я преподавал каратэ и в детских домах и ответственно заявляю, что человеческие качества сотрудников детских домов ниже всякой оценки. Какие уж там научные изыски.

Идеи зарубежного «классика» Б. Спока вряд ли применимы в современной России, к тому же, как практик, он оказался несостоятельным, покинутый в старости и нищете собственными детьми.

Опыт великого практика А.С. Макаренко в настоящее время не применим. Ушла эпоха вместе с социальным заказом на воспитание людей определенной (коммунистической) формации.

Кстати, в области практического применения педагогической науки мы ныне вернулись в 20-е годы прошлого столетия. В то время А.С. Макаренко писал: «У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог применить к делу, а немедленный анализ и немедленное действие».

О школьном воспитании.

Перевернутость нашей жизни такова, что лучшие преподаватели собраны не в детских домах, а в негосударственных школах. Лучшие по образовательному (именно преподавательскому), но вовсе не воспитательному уровню.

Кстати, о воспитательных функциях образовательных учреждений. Следует отказаться от опасного заблуждения, что школьные учителя воспитывают детей. Да, бездарное Министерство просвещения и беспомощные родители возложили на учителей воспитательные функции. Вместе с множеством других обязательств – проведение уроков и подготовка к ним, написание планов, проверка домашних заданий и т.д.

Посчитайте, сколько времени (в минутах) сможет уделить конкретному ученику конкретный же школьный учитель? Полтора часа в неделю (два урока), поделенных на 30 учеников. А после мимолетного общения с педагогом ученик пойдет домой или во двор, где и получит весь недостающий объем воспитательного воздействия.

Воспитывать – это значит передавать ребенку свой взгляд на устройство мира. А взгляды эти у школьных учителей и родителей очень часто бывают диаметрально противоположными (да и учителя отличаются друг от друга по нравственным качествам).

Так что пусть о воспитательных функциях школы балаболит министр образования Фурсенко, ему это по должности положено.

К тому же частная школа, как «колыбель будущих лидеров нации», главным образом озабочена тем, чтобы не огорчать родителей. Конфликты в стенах школы немедленно пресекаются. Даже лучшие педагоги вынуждены работать с детьми по принципу «как бы мадам педагогика не расстроилась» (выражение А.С. Макаренко).

Педагоги как могут «гасят» конфликты в детском коллективе, а то как бы чего не вышло. А ведь «ссоры развивают у ребенка навыки общения. Вмешиваться в ссоры детей – значит помешать развитию инстинкта жить в коллективе. Ссоры – это первый урок жизни в коллективе». (Масара Ибука. Основатель корпорации «SONY»).

Современные родители.

У меня складывается впечатление, что современные родители не знают о существовании педагогической науки и воспитывают собственных чад интуитивно, «как бог на душу положит». Им не приходит в голову, что ребенок ежеминутно, ежечасно смотрит за ними и мгновенно усваивает папины-мамины привычки и поступки.

Кому из нас не приходилось наблюдать в жизни такие картинки:

Субтильная мама толкает через торговый зал супермаркета нагруженную продуктами тележку, в которой восседает откормленный сын.

Бабушка переводит девочку через автостраду по кратчайшему пути, вне пешеходных переходов и светофоров, лавируя между мчащимися автомобилями.

Папа в присутствии детей оживленно толкует маме о каком-то событии, обильно перемежая свои слова нецензурной бранью.

Мама усаживает сына на единственное свободное место в автобусе, оставаясь стоять рядом.

Мама умиляется, что ее ребенок наизусть читает рекламные слоганы телевизионной рекламы и может связно пересказать сюжет мексиканского телесериала.

И ведь все эти люди искренне желают воспитать свое чадо хорошим и здоровым человеком.

Почему-то я в качестве отрицательного примера слишком часто упоминаю женщин. Никаких личных гендерных счетов. Напротив, я уважаю женщин за то, что они хотя бы пытаются воспитывать. Большинство же современных пап у меня не ассоциируются с воспитанием. Я не могу сослаться на них даже в качестве антипримера. Во всяком случае, работая в частной школе, я с грустью вижу, что в воспитании 99% мальчиков отцы участия не принимают.

Получается, что родители воспитывают ребенка время от времени. Для них частная школа как палочка-выручалочка. Отдавая ребенка в негосударственную школу, большинство родителей подсознательно снимают с себя ответственность за их дальнейшее воспитание. Эдакое беспроигрышное вложение капитала – сдали чадо в престижный колледж и через какое-то время получили обратно уже «с процентами» в виде воспитания, образования и физического совершенства.

Такие родители мало интересуются успехами своих детей. В самом деле, какие к ним могут быть претензии? За все же «уплочено». Иногда они формально спрашивают про школьные успехи, но дети быстро «просчитывают» этот дежурный интерес.

О каратэ.

Собственный опыт подсказывает мне, что каратэ – великий помощник в воспитании детей. Перефразируя классика, хочется сказать – «всему хорошему в моих детях я обязан каратэ». И сейчас, наблюдая за более молодыми тренерами-родителями, я еще раз убеждаюсь в правильности выбранного способа воспитания.

Каратэ – это досуг, физическая подготовка, общие интересы и знакомые, дальние страны, тяжелые бои, великие победы и обидные поражения, радость возвращения домой и независимость в поведении. Каратэ – это общее семейное дело.

Очень жаль, что столь яркое явление доступно не всем. Большинство отказывается от него добровольно. Заменяя чем-то более значимым. Например, совместным сидением перед телевизором.

Родителям вовсе не обязательно лично заниматься каратэ в спортзале. Даже если мама далека от спорта, но живо интересуется успехами сына, все будет хорошо. Но в любом случае родители должны жить тренировками ребенка (равно как и другими увлечениями: музыкой, математикой, английским, …). Успеха всегда легче добиваться вместе.

За 10 лет через мою группу в частной школе прошло около 250 детей. Кто-то приходил на одну тренировку, кто-то на месяцы, некоторые на годы. Родителей, с которыми я лично знаком, могу пересчитать по пальцам одной руки. Остальных пап и мам я не видел никогда.

Я считаю, что это чудовищно. Возможно, у родителей другое мнение.

Что характерно – дети, чьи родители присутствуют на тренировке (а у нас в клубе это приветствуется), добиваются результата. Ребенок, осваивающий каратэ в одиночку, без родительской поддержки, быстро бросает спорт. Это просто объясняется. Любой серьезный спорт предполагает тяжелую и однообразную физическую работу. Ребенку эмоционально очень тяжело каждый день в одиночку «идти на подвиг».

Читатель скажет, вот беда, автор сокрушается, что детям не интересно каратэ! Речь не об этом. Каратэ всего лишь повод для разговора. Все гораздо серьезнее – большинство современных детей не умеют и не любят напрягаться ни умственно, ни физически. Ими не интересуются их собственные родители. А отсюда и проблемы не только в физическом, но и в умственном и эмоциональном развитии.

Несколько практических советов.

Что бы я посоветовал заинтересованным лицам.

Первое. Избавиться от иллюзии, что школьные учителя воспитывают детей. Учителя всего лишь дают сумму знаний. И даже на это у них не всегда хватает времени. А на самом деле воспитывают родители и детский коллектив.

Второе. Необходимо, выражаясь современным языком, «диверсифицировать» детские коллективы по территориальному признаку. Ребенок должен посещать как можно большее число разных детских групп. Подчеркиваю, именно разных. Если в стенах одной школы ваш ребенок посещает танцы, спортивную секцию, языковые курсы, это не в счет. Коллектив ведь остается прежним, как и устоявшиеся в нем социальные роли. Да, это очень удобно (для родителей), но не всегда благо для ребенка. Это не призыв отпускать ребенка в дворовую компанию. В нынешних условиях это просто опасно для жизни. Надо найти альтернативу. Скажем, в виде спортивной секции. Лучше по командным видам спорта.

Расхожих советов типа ограничения времени нахождения у телевизоров и компьютеров давать, наверное, не стоит. Отвлечение не есть самоцель. Если вам есть что предложить своему ребенку – спорт, иностранные языки, творчество, то разговор о телевизоре просто неуместен.

Третье. Ребенку нужна цель – стать великим чемпионом, настоящим ученым, прекрасным музыкантом. Это прекрасно понимал и А.С.Макаренко – его воспитанники покоряли Куряж, осваивали передовые, по тем временам, технологии (собирали фотоаппараты ФЭД), завоевывали Рабфак. И будет просто здорово, если ребенок, двигаясь к основной цели, попутно достигнет и еще несколько второстепенных целей.

Родители – конструкторы побед своих детей. Их идейные вдохновители. За 30 лет тренерской работы я пришел к выводу, что чемпионами становятся не дети, а их родители.

И еще – мальчика обязательно должен воспитывать мужчина. Среди моих знакомых нет ни одного приличного мужика, воспитанного женщиной. У тех обязательно какой-либо изъян – либо трус, либо пьяница, либо жлоб.

А если так случилось, что папы в семье нет, немедленно отправляйте своего сына в секцию по изучению единоборств, баскетбола, хоккея, футбола, регби, водного поло. Но не в фигурное катание и бадминтон. И не разрешайте ему ныть, что тяжело.

И последнее. Для тех, кто избрал единоборства. Необходимо избавиться еще от одного заблуждения – единоборствами нельзя заниматься, что называется, для себя. Т.е. заниматься, конечно, можно, коммерческие тренеры скажут Вам спасибо, но это опасно, прежде всего, для самого ребенка. При посещении секции, работающей по принципу «два притопа, три прихлопа» у ребенка рано или поздно возникнут иллюзии, что он что-то умеет. А переоценка собственных сил в экстремальных условиях может привести к трагедии. Так что участвовать в соревнованиях просто необходимо. Если юноша может противостоять на татами подготовленному противнику, то он сможет, если потребуется, правильно оценить свои силы. Банальная истина – соревнование есть всего лишь продолжение тренировки.

Ну а педагогам «продвинутых» школ я бы посоветовал привлечь в факультативные группы (спортивные, танцевальные, языковые группы) местных детей. Для вливания «свежей крови» в ущербные детские коллективы закрытых частных колледжей.

В.А. Свадковский

Редактор сайта «Мир каратэ»

Адвокат

См. также:

Советы родителям

О детях, родителях, каратэ и педагогике. Часть 1

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru