Мир каратэ: главная

Ванкувер 2010. Кто виноват?

2010-03-15
«Мы живем как лягушки в глубоком колодце».

Поговорка граждан Северной Кореи

Неудачная для россиян Олимпиада в Ванкувере вызвала бурю эмоций в стране. Высказаться пожелали все – политики, спортсмены, спортивные бюрократы, журналисты, простые болельщики.

Два основных лейтмотива выступлений: первый – такого результата никто не ожидал и второй – верните все, как было.

По поводу первого более-менее ясно – разочарованные могут обижаться только на себя. Надо было меньше смотреть центральные телеканалы. Сейчас можно найти другие источники о положении российского спорта. Оно, это самое положение, ужасающее. Вменяемой государственной политики в сфере физической культуры и спорта в России не было, и нет.

Развал советского (российского) спорта начался еще в 60-х, 70-х годах прошлого столетия. Номенклатурная система управления не позволяла отправить на пенсию даже самого тупого бюрократа. Если он «заваливал» тяжелое машиностроение, его отправляли руководить приборостроением, если опять не справлялся, «кидали» на банно-прачечное хозяйство, ну, а самых безнадежных ставили руководить спортом. Во времена СССР спортивное ведомство было второстепенным комитетом, не министерством, с соответствующим аппаратным весом руководителя, зарплатами и возможностями. Но в Госкомспорте можно было сидеть до тех пор, пока не «вынесут вперед ногами». Тихая государственная синекура. Спортивные руководители не сильно заморачивались новыми тенденциями и веяниями, справедливо полагая, что медальных биатлона, лыжных гонок и фигурного катания достаточно для победы в командном зачете. Поэтому не надо суетиться, строить специализированные трассы для сложнотехнических видов спорта, развивать горнолыжный спорт, керлинг, шорт-трек и пр.

У таких начальников спорта были соответствующие подчиненные, которые руководствовались теми же незамысловатыми принципами – «не дай бог что-нибудь разрешить» и «всякая разумная инициатива должна быть строго наказана». Помните как у Эльдара Рязанова в перестроечной комедии «Забытая мелодия для флейты» отставной чиновник (А. Ширвиндт) поет: «Разве я хоть что-то разрешил, разве я вошел куда без стука…».

А в это время страна катилась к развалу, продолжительность жизни граждан уменьшалась, пьянство стало всеобщим бичом. Но руководителей Госкомспорта СССР это не волновало, с них могли спросить только за биатлон и лыжи на Олимпиаде.

Современная российская модель государственного управления сильно напоминает прежнюю советскую. Только качеством ниже. Клон ведь всегда хуже оригинала.

Та же безответственность, тот же принцип выживаемости чиновника – только ночь простоять и день продержаться. За результат даже теоретически не спросят, партийный контроль отсутствует (Единая Россия все-таки не КПСС, как она не тужится) и поэтому можно все. Немного «подрос» статус спортивного руководителя страны до министра. Но сегодня привлекательность поста определяет не его название, а приближенность к строительству объектов Олимпиады. В советской школе милиции нас учили, что воры в торговле – это дети в коротких штанишках против воров в строительстве.

Почему-то поклонники ОРТ и РТР не удивляются, что самый успешный российский конькобежец Иван Скобрев тренируется в Италии, а все российские фигуристы – в США. Что в России нет достаточного количества крытых катков и всего одна бобслейная трасса (да и то отвратительного качества). Что спортсмены тренируются в ужасающих условиях. Так чего же возмущаться? Чего нынешние недовольные ожидали?

На современных руководителей российского спорта без слез не взглянешь. Об их номенклатурной вторичности можно судить по высказываниям.

Министр спорта В. Мутко - «Результат выступления российской сборной, не провал, а объективная реальность».

См. подробнее.

Руководитель НОК России Л. Тягачев в интервью газете "Коммерсант": «Комитет, со своей стороны, справился с поставленной задачей безупречно, сумев организовать и аккредитацию, и транспортировку, и проживание спортсменов».

По уровню мышления г-н Тягачев вполне мог занимать пост директора небольшого туристического агентства, но никак не президента Национального комитета России.

Люди такого рода не лишены тщеславия. Чувство юмора вполне заменяет им чувство собственной значимости.

В. Мутко: «Я уйду совершенно спокойно, если это касается конкретно меня, но выиграет ли от этого спорт - я не знаю».

Ему вторит президент федерации лыжных гонок России Владимир Логинов, который заявил о готовности покинуть свой пост, однако усомнился в том, что это поможет развитию лыжного спорта в стране.

Спорт – это я, ни больше, ни меньше. Люди-пародии на Людовика.

Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Но виноваты не конкретные чиновники. Какой с них спрос? Виновата система. Ведь кто-то назначил этих «голых» королей на столь значимые посты?

Для того чтобы показать несостоятельность любой идеи, нужно довести ее до абсурда. Сейчас стало очевидно, что советский (российский) спорт в современных условиях – явный анахронизм. Глубоко символично, что «Русский дом» в Ванкувере был обустроен в институте естествознания, из которого не успели вывезти скелеты динозавров.

Если с первым русским вопросом «кто виноват?» более-менее ясно, то со вторым, «что делать?», гораздо сложнее. Старая система умерла, надо выстраивать новую.

(Продолжение «Ванкувер 2010. Что делать?» следует.)

В.А. Свадковский

2 марта 2010 года

P.S. "Я бы их уволил не за провал в Ванкувере, а, на мой взгляд, за очень низкий интеллектуальный и организационный уровень управления нашим спортом. И Мутко, и Тягачев, и масса других, и Третьяк, Федерация хоккея это с моей точки зрения люди абсолютно примитивные, не соответствующие менеджменту в современном понятии. Поскольку спорт это отрасль бизнеса колоссальная. Бизнеса именно. И менеджеры должны быть с Гарвардским образованием. В идеале. Гарвардское - в переносном смысле, просто очень серьезное первоклассное образование с первоклассным пониманием бизнес-планирования по достижению каких-то результатов. Эти люди с моей точки зрения не соответствуют. Поэтому у меня претензии к Мутко, к Тягачеву, к Третьяку, когда я слушал, что они говорят, как говорят, как у них слова льются, какие мысли эти слова отражают, какова логика исходная, все это мне казалось крайне примитивным".

К. Ремчуков

Главный редактор "Независимой газеты"

Передача "Особое мнение" радиостанции "Эхо Москвы"

2 марта 2010 года

Контактная информация: karateworld@karateworld.ru