Мир каратэ: главная

Информация - путь к развитию

Каратэ, которого не было

2009-07-14

На сайте www.okinawa-karate.ru я прочитал книгу г-на К.Терехина «Каратэ, которое мы потеряли».

По моему мнению, книга написана активным дилетантом, несмотря на то, что по словам автора он занимается каратэ более 22 лет.

Очевидно, что столь «значительный», по мнению автора, срок изучения каратэ является достаточным основанием для «желания поделиться результатом длительных размышлений».

Я бы не стал занимать читателя разбором этой книги, мало ли в Интернете графоманов, но некоторые мысли автора мне показались забавными. Вообще, мнение непосвященного человека о хорошо знакомых явлениях бывает полезно. Как сказал Шарапов в незабвенном фильме: «У наблюдателя взгляд «замыливается» и он не замечает очевидных вещей» (цитата не дословная, но близка по смыслу).

О любительском взгляде на важные вещи говорит и название книги. Название, несомненно, навеяно фильмом Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Во времена активной борьбы с КПСС этот фильм общественностью воспринимался очень положительно, а сейчас про него никто не вспоминает. Основная идея фильма Говорухина в том, что жила де великая Россия, населенная умными и высокодуховными людьми, под дланью великого царя и его честных придворных, но пришли злобные и тупые большевики и в одночасье все порушили. И с 1917 года по настоящее время в России живут только алкоголики и тунеядцы.

Почему я вспомнил С.Говорухина с его фильмом? Да потому, что этот фильм имеет такое же отношение к истории России, как книга К.Терехина к каратэ.

Попробую дать лишь несколько комментариев к многословному произведению К.Терехина.

В своей книге К.Терехин пришел к невеселому выводу:

Современное каратэ – это вид спорта, направленный на развитие скоростных двигательных реакций, своеобразный вид воинской гимнастики, не имеющий никакого отношения к реальному боевому искусству. Или если точнее сказать, реальное боевое искусство сильно испорчено, извращено современными спортивными трактовками и подходами. (Здесь и далее курсивом выделен авторский текст- ред.).

Основные тезисы, которые позволили К.Терехину прийти к такому заключению.

Тезис № 1.

К сожалению, в основу всего современного каратэ положен сугубо спортивный принцип равенства возможностей двух соперников. Изначально уравниваются весовые категории, навыки, подготовка, правила, по которым соперники должны соревноваться. И так далее. Априори шансы у соперников равны.

Автор весьма многословно излагает свою позицию по этому поводу, используя в основном ссылки на авторитетов. Однако внятной аргументации я не нашел. Он просто сожалеет. Нет аргументов - нет комментариев.

Тезис № 2.

Следующим аспектом, характеризующим современное каратэ, как сугубо спортивную дисциплину, является отсутствие киме (то есть приложения силы). Действительно, киме запрещено практически всеми правилами современного каратэ. На самом деле, правило суньдоме (недоведение ударов на расстояние 3 см от противника) предполагает кимирование, то есть приложение силы, но на 3 см ближе, чем находится реальный противник. Тем не менее, киме так же отсутствует у современных спортивных каратистов. Вызвано это тем, что никаких специальных судейских решений или замечаний по этому поводу не делается, а само по себе кимирование занимает значительно больше времени, чем простое «бросание» рук и ног в сторону противника.

Вообще и здесь, и вообще в своей книге, К.Терехин с легкостью необычайной рассуждает обо всех стилях и направлениях современного спортивного каратэ. Говорить обо всем сразу и не о чем конкретно - это несомненное дилетантство. Как говорил бывший президент: «Имена, пароли, явки».

Мне неизвестно о каких всех правилах современного каратэ идет речь. Что касается федераций, упоминаемых на нашем сайте, то там киме не только разрешено, но и приветствуется.. А ведь существует еще и нокаут-каратэ в некоторых стилях которого из-за чрезмерного киме убивают на соревнованиях. И это каратэ тоже является спортивным. Так о каких же правилах и федерациях рассуждает К.Терехин?

Это даже не ошибка, а гораздо хуже. Это элементарное незнание. Г-н Терехин просто не в курсе, что:

А) существует множество вариантов правил проведения соревнований в версиях WKC, WKF, WUKO, WUKF, WSKF, JKA, JKF, JKS и т.д.

Б) в правилах каждой федерации есть раздел «Критерии оценки технического действия».

В) в правилах каждой федерации есть раздел «Запрещенные действия».

Добросовестный исследователь изучит все известные варианты правил, сделает свои выводы, в которых сошлется на конкретные документы (правила), пункты, страницы.

Ну а графоман вроде Терехина брякнет что-нибудь типа киме запрещено практически всеми правилами современного каратэ и "запорхает" дальше. Как говорил классик: «легкость в мыслях необычайная».

Особенно умилительно выглядят вышеуказанные 3 см от противника. Представьте себе исследователя с рулеткой (линейкой) прыгающего во время боя между соперниками и измеряющего расстояние после каждого удара.

Кстати, разговоры про конкретные сантиметры по поводу недоведения ударов на расстоянии я слышал между начинающими малолетними спортсменами, обменивающимися впечатлениями после проигрыша. Более взрослые спортсмены такую «байду» уже не несут.

Тезис № 3.

В современном каратэ изъяты наиболее реальные приемы. Убраны удары в пах. Даже обозначение ударов в пах. Убраны удары (и даже обозначение ударов) по суставам. Запрещены обозначения ударов в наиболее жизненно важные части тела. Таким образом, арсенал реального боевого искусства сужен до условно безопасных приемов.

Действительно, некоторые приемы и удары в каратэ запрещены. Но это нисколько не снизило ударный потенциал каратэ. Есть принцип разумной достаточности. Как, к примеру, в международных отношениях. Обеспечивая свой суверенитет государству нет необходимости иметь 10 тыс. ядерных боезарядов, если все вероятные противники будут гарантировано уничтожены 1 тыс. боезарядов.

Наиболее реальные удары - это те, которые ведут к победе. И не обязательно это должен быть удар в пах. Иногда в арсенале реального боевого искусства достаточно иметь мае гири или гьяку-цки. Подготовленный спортсмен любым из этих ударов отправит уличного противника в нокаут.

Кстати, на одном из московских турниров взрослому спортсмену ударом в грудь порвали легкое. Это еще раз к вопросу о киме (см.выше).

Да и при ведении уличного боя удар в пах не является безусловно козырным.

Кстати, в том же нокаут каратэ удары по суставам разрешены.

Как всякий «исследователь», К.Терехин для «объективности» провел серию наблюдений. Обращаю внимание читателей на «объем» исследовательской работы автора, позволившего ему прийти к выводу о никчемности спортивного каратэ.

Субъективное судейство, наверное, не нуждается в каких-то особенных комментариях и аргументах. Автор этих строк имел возможность близко наблюдать работу судей на Чемпионате Мира по Сито-рю Сито-кай в Москве в 2003 году. Думаю, что все кто, так или иначе, интересуется каратэ в курсе этого события. «Объективность» судейства вызывала весь диапазон эмоций от ярости до неловкого смеха. К сожалению, подобная ситуация сложилась не только в Сито-кай, это относится к любому спортивному стилю, то есть стилю, по которому проводятся соревнования.

Я не могу судить об уровне подготовке судей в федерации Сито-рю Сито-кай. Но даже если увиденное автором правда, это вовсе не повод переносить их недостатки на остальных.

Видеозаписей не предусмотрено, повторов не предусмотрено, и ситуация разворачивается таким образом, что судьи являются абсолютными и полноправными властителями судеб.

У автора серьезные проблемы с логикой. Он всю книгу отпевает спортивное каратэ. Но при чем здесь видеоповторы? Их наличие или отсутствие влияет на реальность происходящего? Есть видеоповтор - «реальное» каратэ, нет - вид воинской гимнастики?

Только от их решения зависит победа или поражение спортсмена. Обратите внимание: не от тренированности, силы, реакции, выносливости спортсмена, его тактической или психологической подготовки. В настоящее время даже сугубо спортивная идея честного соперничества абсолютно дискредитирована!

А может все не так печально? А может и от спортсмена что-нибудь зависит? Ну хоть иногда? Нет, автор неумолим. Спортсмены, по Терехину, клинические идиоты, которые не могут изменить ситуацию, но с безнадежной тупостью вновь и вновь выходят на татами.

Более того, у судей очень часто сознательно формализованы критерии оценок. По правилам одной из версий Шитокана (так написано у автора) до последнего времени весь бой необходимо было провести только в дзенкуци- дачи. Более странного критерия сложно придумать. Следующим этапом развития подобного «кумите» является только борьба со связанными руками, ногами и накинутым на голову мешком.

Я скоро 30 лет в каратэ. Видел несколько тысяч поединков, несколько сотен соревнований, наблюдал за работой десятков федераций, но такого Шитокана не видел. Может быть, речь идет о соревнованиях по Джу-иппон кумитэ, которые проводятся среди детей, когда оба противника стоят в дзенкутцу-дачи и по команде судьи наносят обусловленный удар, но назвать это действие боем может только явный дилетант. Это всего лишь этап подготовки юного спортсмена к ведению настоящих поединков. Хотя и организован в виде соревнований.

В каждом стиле постулируется, что удар оценивается только из правильной устойчивой широко поставленной стойки, обычно дзенкуцу-дачи, сопровождаемой киай. Дошло до того, что удар без выкрика не оценивается, из-за его якобы слабости. (Бедные-бедные, несчастные ниндзи, которым по этой логике буквально приходилось уговаривать противника ложиться, ведь кричать в момент кимирования им даже не могло придти в голову).

Ну, это наблюдение из той же категории.

С чем бы я согласился, но не целиком, а в части, это оценка автором роли ката в современном каратэ.

Формальные критерии оценки, используемые судьями, приводят к тому, что побеждает зачастую не самый сильный спортсмен, а выглядящий наиболее канонически образом. Его ката выглядит наиболее «правильно» с точки зрения внешних критериев, с точки зрения внешних факторов оценки. Получается, что форма доминируют над внутренним содержанием, и это хорошо видно в тех паузах, которые делают спортсмены во время исполнения ката. Основной акцент ставится не на реалистичность данной ситуации, не на ощущении ведения боя во время исполнения ката, а на красоте данного камае (положения тела). (Если исходить из предположения, что в ката рассматриваются различные способы ведения реального боя (а, иначе, зачем они вообще нужны?), то сложно объяснить остановки и паузы во время демонстрации формы. Так, во время боя устал, решил постоять отдохнуть).

Доминирование формы над внутренним содержанием имеет место быть, но как правило, на соревнованиях местечкового уровня. В международных федерациях класса А чемпионами Мира по ката становятся спортсмены, у которых с этим все в порядке. Нет ни излишних пауз, ни посторонних звуков, ни чрезмерного кимирования.

На следующих этапах соревнований обычно требуется показывать бункай то есть расшифровку движений, приемов. Здесь мы опять сталкиваемся с выхолащиванием современного каратэ, разбирается и демонстрируется только один вариант бункая, являющийся «каноническим», «классическим» в данном стиле по правилам данной федерации. При этом упускается тот факт, что в любом ката зашифрованы бесконечное количество техник, приемов, методов ведения боя и так далее.

И это тоже не факт. На чемпионатах мира WKF в некоторых вариантах бункая с трудом можно узнать ката, настолько вольно спортсмены его трактуют.

В итоге в современном спортивном каратэ отсутствует даже попытка осмыслить ката, как рисунок реального боя. Вершиной оспортивлевания ката, безусловно является командное ката. Трое спортсменов синхронно выполняют определенный набор действий. Что может быть дальше от жизни? Сложно себе представить, что в реальной ситуации на трех бойцов нападают синхронно с разных сторон одинаковыми приемами, и они одинаковым образом реагируют. Более того, это не ситуация круговой обороны, потому что лица спортсменов повернуты в одну сторону. И основным критерием правильности исполнения командного ката является синхронность выполнения движения, одинаковость и одновременность выполнения всех движений. Что может быть дальше от критериев истинного будо, от критериев истинного боя???

Автору сложно представить, что в реальной ситуации на трех бойцов нападают синхронно с разных сторон одинаковыми приемами, и они одинаковым образом реагируют? Очевидно, что он с легкостью представляет себе одного каратэка, у которого бой с воображаемыми противниками проходит строго по рисунку, например, ката годзюсихошо. О чем это я? Да о том, что, в данном случае, количество спортсменов ни на что не влияет. Одиночное исполнение ката, также далеко от реального боя как и ката командное.

Современному каратэ нет необходимости осмыслить ката, как рисунок реального боя. Как-то Вячеслав Ефимов (клуб «СИН») высказал мысль, что «ката является набором движений, не связанных между собой ни боевой ситуацией, ни даже логически». Я, по молодости, вначале удивился такому суждению, но потом понял, что Вячеслав прав. Попробуйте, нарисуйте хотя бы мысленно рисунок боя в любом ката, строго учитывая блоки, удары и перемещения. У Вас ничего путного не получится.

Я готов рассматривать ката как дань традиции, как военизированную общеукрепляющую гимнастику, как интересное соревнование, но я категорически не согласен, что в ката рассматриваются различные способы ведения реального боя. О чем Вы, господин автор? Еще расскажите нам сказку о том, что каратэ возникло в древней Японии как способ борьбы безоружных трудящихся крестьян против вооруженных эксплуататоров-самураев.

Вот что по этому поводу говорит один из патриархов каратэ Ю.Е.Марьяшин: «…. точка зрения, что ката имитация боя за жизнь, кажется мне надуманной. Нет оснований полагать, что стандартные формы движения одного участника предполагаемого боя могут служить моделью двигательных взаимосвязей n-го порядка, коим является реальный поединок. Кроме того, имитация – это воспроизведение с определенной точностью чего-либо существенного, а воспроизвести то, чего нет, невозможно. Будущий поединок с несколькими противниками невозможно даже смоделировать, т.к. неизвестны многие параметры, а воспроизвести прошлое нет смысла, поскольку оно уже никогда не повторится в прежнем виде. Формальные упражнения не могут быть имитацией реального боя, а следовательно ката не имеют столь определяющего значения в процессе подготовки к поединку…» (Концептуальные вопросы современного каратэ. Боевые Единоборства, № 4/2002 г.).

Еще одно наблюдение г-на Терехина.

Более того, существует пропасть между ката и кумите. Несмотря на то, что все мастера всегда говорили и говорят, что необходимо практиковать ката и в нем находить элементы для кумите. А, отрабатывая кумите, глубже осмыслять, понимать ката. В реальности спортсмены всегда делятся на две категории. Это так называемые, «катисты», и так называемые, «кумитисты». «Катисты» никогда не практикуют спарринг и соревнуются лишь в отточенности движений и в идеализированности внешних форм. «Кумитисты» глубоко призирают «танцоров», и считают, что самое главное это резкость ударов, скорость, реакция. А ката никакого отношения к этому не имеет.

Противоречия между «катистами» и «кумитистами» имеют место быть. Но это говорит только о квалификации тренеров, а вовсе не о выхолощенности современного каратэ. В приличных клубах спортсмены одинаково успешно выступают во всех видах программы. Легендарный бельгиец Лефевр (каратэ WKF) был непобедимым чемпионом и в ката, и в кумитэ.

И последнее. Не надо требовать от каратэ больше, чем оно может дать.

Попробуем определить условия, по которым мы будем различать спортивное каратэ от истинного искусства боя.

После 20 лет практики боевых искусств, я пришел к нынешнему пониманию. Вокруг меня четыре человека с мечами (ну, ладно, ладно, не с мечами, так с палками, ножами, цепями, кастетами и так далее. Нужное подчеркнуть). В этом бою насмерть моя задача выжить. Отсюда очень естественно вытекает иккенхисацу, путь воина (а как можно выжить в подобной ситуации без тренировки сознания????), тактика и стратегия.

Со всеми практиками могу поделиться собственным критерием: если изучаемая техника, прием, упражнение и так далее приближают меня к победе в подобной ситуации, то есть к иккенхисацу, значит, это крупица настоящего каратэ. Если нет, то это спорт. Никого не хочу обидеть. Просто это спорт, а не каратэ. Ничего плохого в этом нет. Кому-то нравится вышивать, кому-то коллекционировать марки, кому-то играть в футбол – все это очень хорошо. НО ЭТО НЕ ИСКУССТВО БОЯ!

Я уже говорил, что у автора есть проблемы с формальной логикой (есть такая наука).

Категорический силлогизм – рассуждение, в котором две посылки, связывающие субъекты и предикаты объединены общим термином, обеспечивающим «замыкание» понятий.

«Замыкаться» понятия должны всегда, а не только в условиях определенных самим «исследователем». Давайте представим, что «исследователя» окружают не четыре человека с мечами, а десять. Все они вооружены гранатометами и находятся от него на расстоянии 100 метров. В данной ситуации «исследователь» бессилен. Следуя логике, то чем он до этого занимался НЕ ИСКУССТВО БОЯ.

Я уверен, что Александр Герунов, Дмитрий Фомиряков , Светлана Приказчикова - эти яркие представители своеобразного вида воинской гимнастики, не имеющего (по мнению Терехина) никакого отношения к реальному боевому искусству, в реальной уличной боевой обстановке окажутся гораздо более состоятельны, чем псевдотеоретик и рефлексирующий приверженец настоящего каратэ Константин Терехин.

В.А.Свадковский

10 июля 2009 года

P.S. На вышеуказанном сайте Терехин - основной автор. Размер его графоманской деятельности поражает. Но я больше не буду рецензировать его книги. Только на их прочтение можно потратить всю жизнь.

см.также Юмор в боевых искусствах

Контактная информация: ylk@iskratelecom.ru